Гражданская авиация России
От «Конька-Горбунка» до самой узнаваемой авиакомпании в мире — «Аэрофлот»
Юбилей
В этом году исполняется 100 лет российской гражданской авиации.
Её развитие и успех неразрывно связаны с историей нашего государства: от первых робких шагов в освоении воздушного пространства до создания одной из крупнейших авиакомпаний в мире — «Аэрофлот», которая была и остаётся символом страны, таким же, как Московский Кремль, Большой театр, Юрий Гагарин.
В 2023 году авиакомпания «Аэрофлот», входящая в число старейших и самых узнаваемых на планете, тоже празднует вековой юбилей.
Её созданию предшествовало принятие постановления Совета Труда и Обороны «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации». Было это 9 февраля 1923 года.
Санкт-Петербург, 1910
Авиация в 1909 году
Найденов Василий Федорович
Киев, 1910
Воздухоплавательная библиотека: Авиация, ее начало и развитие
Фербер Ф.
Воздухоплавательная библиотека: Авиация, ее начало и развитие. С холма на холм. Из города в город. С материка на материк. С портретом и биографией автора, сост. Ж. Безансоном
Петроград, 1917
Теория авиации
Рынин Николай Алексеевич
Петроград, 1917
Основы авиации
Борейко Дмитрий Александрович
Москва, 1924
Книжка с картинками о самолетах (По Чайверс-Девису)
Луганский М.
У истоков.
«Конёк-Горбунок»
Но история авиации в СССР началась не с постановления 9 февраля, а ещё раньше, в 1922 году, когда была принята трёхлетняя программа развития авиационной промышленности.
Благодаря ей в Стране Советов появился небольшой биплан, самолёт У-8, «Конёк-Горбунок», ставший символом восстановления отрасли.
9 февраля
дата рождения гражданской авиации СССР
1922
Жители одного из северных поселков у самолета У-8 «Конек -Горбунок». авиару. рф
Самолет У-8 «Конек-Горбунок». 1923 г. авиару. рф
Первоначально планировалось, что «Конёк» будет учебной машиной, но в итоге он стал тружеником села, где использовался для борьбы с полевыми вредителями.
В основе его конструкции лежали, в том числе, чертежи и детали последнего дореволюционного самолёта «Анаде», а его производство наладили благодаря взносам трудящихся в Общество друзей воздушного флота.
Один из первых «Анаде» (без вооружения). airwar.ru
Схема самолета «Анаде». reaa.ru
Читайте журнал «Самолет» 1924. Издание О-ва друзей воздушного флота… Выходит ежемесячно. Москва, 1924. rusneb.ru
акционерное общество «Добролёт»
Именное временно е свидетельство № 68314а Российского общества добровольного воздушного флота «Добролет» на имя Ковина Захара Дмитриевича о приеме платежа. Москва, «01» сентября 1923 г. госкаталог. рф
Именно благодаря взносам граждан впоследствии стало успешно осуществлять свою деятельность и акционерное общество «Добролёт». Его правопреемником является «Аэрофлот».
192-
Работа Добролета. Владимир
Москва, 1925
Мощный воздушный флот — верный наш защитник — надежный залог укрепления и процветания нашей трудовой республики…
Мощный воздушный флот — верный наш защитник — надежный залог укрепления и процветания нашей трудовой республики. Каждый гражданин СССР должен быть членом Общества Друз. Возд. флот. О.Д.В. Ф. Каждый гражданин Советской — Республики должен приобрести жетон именного — аэроплана. Каждое предприятие должно стать акционером Добролета
Москва, 1924
Вот «Добролет» все пузыри забьет, если каждый воз’мет за рубль акцию в Добролете, Госбанке, Промбанке. Япония. Латвия. Англия. Франция. Германия. Польша. С. Штаты
Евпатория, 1923
Ко всем гражданам КССР. «Авиация — великое достижение человеческого коллективного труда…»
Крымское республиканское общество друзей воздушного флота
Ленинград, 1925
Добролет Крестьянин! Самолет Добролета спасет твое поле от вредителей плакат
Малютин М. , «Добролет», акционерное общество
Москва, 1925
Азбука «Добролета»
Омск, 1923
Омск, на самолет! листовка
1923
1 марта 1923 года началась «Неделя воздушного флота», в ходе которой стартовал сбор средств граждан на постройку самолётов, а уже 17 марта того же года открыта подписка на акции Российского общества добровольного воздушного флота.
Связь у себя и за рубежом. «Трудовой народ — строй воздушный флот! Самолет в мирном строительстве. МОДВФ». Москва, 1925. rusneb.ru
Борьба с пожарами. «Трудовой народ — строй воздушный флот! Самолет в мирном строительстве. МОДВФ». Москва, 1925. rusneb.ru
Документальный материал. Газета «Крестьянская правда» от 22 сентября 1923 г. Неделя воздушного флота. госкаталог. рф
Летчики и гости у самолета во время празднования «Недели воздушного флота». госкаталог. рф
Обёртка от конфеты «Добролет». ХХ век. госкаталог. рф
Один из первых советских самолетов во время «Недели воздушного флота». госкаталог. рф
Самолёт «Добролёта» и его пилоты. histrf.ru
15 июля 1923 года начала действовать первая регулярная линия между Москвой и Нижним Новгородом, протяжённость которой составляла 420 километров. Открыл маршрут лётчик Яков Моисеев на самолёте Junkers F- 13, который был назван в честь главного акционера «Добролёта» — «Промбанка».
Полёт проходил исключительно в светлое время суток, а в качестве ориентира пилоты использовали полотно железной дороги. Единственным доступным навигационным прибором в те годы был компас.
Москва
Нижний Новгород
Яков Моисеев
0 км
420 км
Стоимость билета на рейс составляла 7 советских червонцев, отдельно оплачивался багаж, сверх бесплатных 8 килограммов — 1 руб. 30 коп. за груз весом до 25 килограммов.
х
7
Самолёт отправлялся по маршруту с главного в те годы аэродрома Москвы — Ходынского поля — ежедневно в 8 утра.
Здание аэровокзала на Ходынском поле. 1931. histrf.ru
Пермь
Азбука авиации
Вейгелин К.Е.
Ленинград, 1924
Авиация в мировой войне
Борьба с вредителями. «Трудовой народ — строй воздушный флот! Самолет в мирном строительстве. МОДВФ». Москва, 1925. rusneb.ru
Ленинград, 1924
Ко всем трудящимся СССР. «В будущей войне, подготовляемой империалистами всего мира, авиация будет самым грозным орудием смерти…»
Общество друзей воздушного флота СССР
Авиохим
Москва, 1925
Авиохим уничтожит саранчу. Запишись в Авиохим
Свердловск, 1925
Вступайте в члены Авиохима! Красная авиация и химия обеспечат оборону и поднятие хозяйства СССР. Авиохим
Москва, 1925
3 задачи разрешит Авиохим
Химия - верное средство борьбы с вредителями сельского хозяйства. Кубанский окружной Авиахим
Химия — верное средство борьбы с вредителями сельского хозяйства. Кубанский окружной Авиахим. Общество Друзей авиационной и химической промышленности и обороны СССР
Асхабад, 1926
Авиахим, статья из книги
Москва, 1925
Трудящиеся телефона, телеграфа, почты и радио, стройте самолеты имени народной связи
Москва, 1925
Самолет без летчика и управление им по радио
Файвуш Яков Аронович
Москва, 1926
Пуговица и самолет
Михайлова И.
авиационные прорывы. «Аэрофлот»
Конец 20-х годов ХХ века — период ярких и уникальных событий в истории отечественной гражданской авиации. На это время пришлось открытие большого количества маршрутов, в том числе и международных.
Старейшей международной линией принято считать Улан-Уде — Улан-Батор, она начала работать в 1928 году. Кроме этого советские лётчики совершили несколько длительных международных перелётов, включая рейсы Москва — Улан-Батор — Пекин и Москва — Токио.
Вот кто способствовал созданию экспедиции Москва — Пекин — акционеры «Добролета». Плакат. Ленинград, 1926. rusneb.ru
Вот кто способствовал созданию экспедиции Москва — Пекин — акционеры «Добролета». Плакат. Ленинград, 1926. rusneb.ru
1928
Москва, 1925
Перелет дружбы Японии — СССР. Граждане СССР — друзья Добролета. Все в акционеры Добролета… Перелет обслуживает 1-е Акц. о-во «Транспорт»
Б. Москва, 1925
Перелет Москва — Пекин. Авиахим — опора мирного труда, противогаз и воздушный часовой С.С.С.Р.
АНТ-4, получивший название «Страна Советов». zvezdaweekly.ru
1 ноября 1929 года лётчик Семён Шестаков выполнил перелёт на самолёте АНТ-4 по маршруту Москва — Нью-Йорк.
Расстояние в 21 242 км было преодолено в крайне неблагоприятных погодных условиях (туманы на маршруте чередовались с бурями и штормами) за 141 ч. 53 мин. лётного времени. В наши дни перелёт по этому маршруту длится 9 ч. 15 мин.
1929
Москва
Нью-Йорк
0 км
21 242 км
Шестаков Семён Александрович (1898−1943). testpilot.ru
АНТ-4 «Страна Советов». airwar.ru
Москва, 1930
Пользуйтесь воздушной почтой. Схема воздушных линий и пунктов остановок самолетов на 1930 год
В эти годы советская авиационная промышленность приступает к выпуску большого количества самолётов, в числе которых уже ставшие легендарными АНТ-9, У-2 и К-4.
Советское правительство уделяло большое внимание отрасли, понимая всю важность авиаперевозок для огромной страны.
Масштабы производства всё время увеличивались, и на рубеже 30−40-х годов доля советской авиатехники достигла 100%.
Москва, 1930
Самолет картинки с текстом
Тамби Владимир Александрович
Москва, 1930
Авиация из бумаги с 51 рис. в тексте
Вейгелин Константин Евгеньевич
Москва, 1931
Самолет
Дементьев Николай Иванович
Москва, 1931
Альбом моделей и самоделок
Искров Л.
Ленинград, 1930
Занимательная авиация с 119 рисунками
Вейгелин Константин Евгеньевич
Ленинград, 1931
5 Всесоюзная лотерея Осоавиахима
1932
26 марта 1932 года Гражданский воздушный флот СССР получил официальное название — «Аэрофлот». Так началась история одной из самых известных и легендарных торговых марок в мире.
Москва, 1934
Город Якутск. Прибытие самолетов на авиабазу
Москва, 1933
Самолет «Максим Горький»
Бобров Н.
Москва, 1935
Ко дню авиации
Москва, 1936
Инструкция по проведению 11-й Всесоюзной лотереи Осоавиахим
Все на VI-й Слет авиамоделистов. Б. Москва, 1935. rusneb.ru
Георгий Байдуков, Валерий Чкалов и Александр Беляков. tass.ru
Георгий Байдуков
Валерий Чкалов
Александр Беляков
Перелет Валерия Чкалова на самолете «АНТ-25» из СССР в Америку. Июнь 1937. russiainphoto.ru
Летом 1937 года «Аэрофлот» прогремел на весь мир
Лётчики Валерий Чкалов, Георгий Байдуков, Александр Беляков на самолёте АНТ-25 первыми совершили трансполярный беспосадочный перелёт из Москвы в Северную Америку через Северный полюс. Полёт длился 63 часа 16 минут.
1937
Москва
Ванкувер
Северный полюс
Москва, 1939
Горячий привет сталинским питомцам, отважным и мужественным летчикам нашей Родины. Геройский беспосадочный перелет Москва — Северный полюс — Соединенные Штаты Америки
Шерман И.Г.
Москва, 1938
Самолет УТ-1
Викторов Николай Никифорович
Москва, 1940
Могучая советская авиация
Волков Николай Сергеевич
Иркутск, 1940
Восточно-Сибирская правда. № 210. 1940

«Сталинское задание выполнено!». 1937. russiainphoto.ru

Да здравствует могучая авиация страны социализма! 1939. rusneb.ru
вклад в Победу
и послевоенные годы
В годы Великой Отечественной войны многие пилоты «Аэрофлота» стали боевыми лётчиками, защищавшими нашу страну. Тысячи пилотов, штурманов, бортмехаников, радистов, специалистов наземных служб ушли на фронт, воевали в составе отдельных авиационных соединений и частей ГВФ (Гражданского воздушного флота), были награждены орденами и медалями. 15 лучшим из лучших было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
Слава сталинской авиации! Все советские авиаторы должны непрерывно учиться, постигать вершины военной науки и летного мастерства. Ленинград, 1946. rusneb.ru
Герои Советского Союза, участники Парада Победы. 24 июня 1945. госкаталог. рф
Летчик-истребитель, капитан П. А. Покрышев, сбивший за год войны 9 вражеских самолетов почтовая карточка. Ленинград, 1942. rusneb.ru
Герой Советского Союза летчик П. Харитонов почтовая карточка. Ленинград, 1942. rusneb.ru
Летчик Кисляков перед боевым вылетом. 21 марта 1942 г. Ленинград. rusneb.ru
Летчик-истребитель гвардии капитан П. Дубовик, сбивший на подступах к городу Ленина 9 немецких самолетов фотография. Ленинград, 1943. rusneb.ru
Летчик-истребитель гвардии лейтенант А. Кузнецов у одного из самолетов авиасоединения «Героический Ленинград». 20 марта 1944 г. фотография. Ленинград, 1944. rusneb.ru
Особое внимание было уделено тыловому обеспечению, а также доставке грузов в блокадный Ленинград. За годы войны гражданская авиация перевезла более 2,3 миллионов человек, около 400 тысяч тонн военных грузов, совершила свыше 40 тысяч вылетов во вражеский тыл.
> 2,3 млн
человек
> 40 тыс. вылетов во вражеский тыл
≈ 400 тыс. тонн военных грузов
1945
Именно пилоты «Аэрофлота» на самолёте Ли-2 доставили в Москву подписанный в Берлине Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.
Подарки для армии. histrf.ru
Истребитель И-153 на взлете. Северный флот. 1941. russiainphoto.ru
Ремонт самолета У-2. aex.ru
Черноморская авиация. Москва, 1943-1944. rusneb.ru
Акт о безоговорочной капитуляции германских вооружённых сил. 7 мая 1945 года. ru.wikipedia.org
Ленинград, 1941
Летчики гражданской авиации в дни отечественной войны выполняют ответственные задания по перевозке срочных грузов, пассажиров и почты. В любую погоду, несмотря на опасность, они мужественно работают на благо родины
СМОТРЕТЬ В НЭБ
На снимке: скоростной пассажирский самолет идет на посадку, 10 октября 1941 г.
«Красная Чувашия». Трудовая газета. № 18. 1941. rusneb.ru
Блестящий мастер советской авиации. 1942. rusneb.ru
С Востока и Запада советская и англо-американская авиация громит глубокий тыл Гитлера. 1943. rusneb.ru
Общегородское народное гулянье посвященное Дню авиации, воскресенье 20 августа 1944 г. Ленинград, 1944. rusneb.ru
Москва, 1942
Самолет-таран
Вейгелин Константин Евгеньевич
Москва, 1944
Самолет Аэрокобра
Красноярск, 1942
Силуэты самолетов СССР
Шаповалов А. П.
Война закончилась, Советская страна начала восстанавливать города и предприятия, люди заново привыкали к мирной жизни. «Аэрофлот» стал одним из самых активных участников восстановления СССР, и касалось это не только грузовых перевозок, но и пассажирских, которые снова стали актуальны.
В послевоенные годы появилось сразу несколько знаковых самолётов: в 1947 году в небо поднялся Ил-12, ставший основной «рабочей силой» гражданской авиации на линиях средней протяжённости, а спустя год появился знаменитый «Кукурузник" — Ан-2, легендарный, незаменимый и любимый по сей день.
А впереди была великая эра реактивной гражданской авиации…
Ан-2, из архива музея «Аэрофлота»
Внедрение реактивной техники
Эта история началась для нас в 1956 году, когда на советские воздушные линии вышел Ту-104, самолёт, который изменил не только советскую, но и мировую гражданскую авиацию.
1956
Его первый полёт по маршруту Москва-Иркутск занял 7 часов 10 минут, с промежуточной посадкой в Омске, а пассажиры первых рейсов нового лайнера не скрывали своего восхищения как скоростью, так и комфортом машины. В этом же году Ту-104 выполнил первый международный рейс Москва-Прага, а всего лайнер стал обладателем 26 мировых рекордов.
Марка почтовая. Гражданский воздушный флот СССР. Турбореактивный самолет ТУ-104. 1958−1959. госкаталог. рф
В салоне самолета Ту-104. 1960-е. russiainphoto.ru
Ту-104, из архива музея «Аэрофлота»
Первый рейс самолета ТУ-104 во Внуково. 1956. госкаталог. рф
Москва, 1954
Гордость русской авиации диафильм о летчике-новаторе П. Н. Нестерове
Москва, 1960
Самолет летит
Винокуров Изидор Григорьевич
Инженеры и конструкторы создавали не только самолёты для линий малой и средней протяжённости.
В 1957 году началась разработка Ту-114. На момент его создания и до конца 1960-х годов Ту-114 считался самым большим пассажирским самолётом в мире.
1957
Свой первый демонстрационный полёт Ту-114 совершил в Нью-Йорк летом 1959 года. Он привёз правительственную делегацию во главе с заместителем председателя Совета министров СССР на «Выставку достижений советской науки, техники и культуры», которая открылась в Нью-Йорке; самолёт сам стал экспонатом выставки в аэропорту.
Первый регулярный рейс в Хабаровск выполнен 24 апреля 1961 года.
Лишь спустя 10 лет после начала эксплуатации его сменил реактивный Ил-62, который развил успех великого предшественника.
1959
Почтовая марка 1958 года с изображением самолёта Ту-114. ru.wikipedia.org
Марка почтовая из серии «Культура». Сувенирный блок «Выставка достижений советской науки, техники и культуры. Нью-Йорк-1959». госкаталог. рф
«Выставка достижений советской науки, техники и культуры» в Нью-Йорке, 1959
Межконтинентальный лайнер ИЛ-62, СССР, 1980-е
Ил-62, из архива музея «Аэрофлота»
Советская делегация перед входом на «Выставку достижений советской науки, техники и культуры» в Нью-Йорке, 1959
Многие из самолётов, созданных в те годы, находятся в эксплуатации и сейчас. Например, мы всё ещё можем увидеть в небе Ил-18, самую популярную машину «Аэрофлота» 60-х годов, а также Ан-24, который до сих пор используется российскими авиакомпаниями.
Конец 60-х и 70-е годы ХХ века — время самолётов КБ Туполева. В 1968 году появляется Ту-154, «полтинник», «большой Туполь».
Ан-24, из архива музея «Аэрофлота»
Ил-18, из архива музея «Аэрофлота»
Самый массовый реактивный советский гражданский самолёт, который, в том числе, позволил значительно увеличить пассажиропоток «Аэрофлота», который на середину 70-х составлял более 120 млрд пассажирокилометров, а к началу 90-х эта цифра приближалась к 245 млрд.
По этим показателям «Аэрофлот» стал крупнейшей авиакомпанией в мире, а по количеству бортов в эксплуатации рекорд нашей авиакомпании не будет побит, наверное, никогда. На тот момент в парке национального перевозчика СССР числилось более 11 000 единиц техники, включая самолёты всех типов и вертолёты.
1968
Ту-154, из архива музея «Аэрофлота»
Андрей Николаевич Туполев, советский учёный и авиаконструктор, генерал-полковник-инженер (1968), доктор технических наук.
Марка почтовая, «Самолёт Ту-154», 1979. госкаталог.рф
Журнал «Огонек» за май 1959 г. № 22. госкаталог. рф
Эра Сверхзвуковой авиации
Сверхзвуковая авиация в мире тоже началась с конструкции КБ Туполева. Это был Ту-144 — первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер, совершивший свой первый полёт 1 ноября 1977 года по маршруту Москва-Алма-Ата.
1977
55
полетов
Громкий успех, конкуренция с «Конкордом» за право быть первым и череда неудач — всё это было в жизни советского «суперсоника» — сверхзвукового пассажирского лайнера. Совершив всего 55 полётов, он был выведен из эксплуатации.
Ту-144, из архива музея «Аэрофлота»
Летчики-испытатели: Михаил Козлов (второй пилот), ведущий инженер-испытатель Владимир Бендеров, Эдуард Елян (командир экипажа), бортинженер Юрий Селиверстов. Первый полет самолета ТУ-144. 31 декабря 1968. russiainphoto.ru
Москва, 1973
Вычислительная техника в гражданской авиации
А.Г. Флеров, Н.А. Проценко, А.Ф. Самохин
Москва, 1979
Самолеты гражданской авиации. Допустимые уровни интенсивности звукового удара на местности и методы его измерения
Москва, 1973
Применение вычислительной техники в гражданской авиации
Мусатов В.В.
В 1980 году в небо поднялся первый советский аэробус — Ил-86, вместительный и комфортный самолёт для линий средней протяжённости.
1980
Ил-86, из архива музея «Аэрофлота»
Его логичным продолжением стал «дальнобойный» Ил-96-300, который появился 13 лет спустя.
Ил-96-300, из архива музея «Аэрофлота»
1991
Пришёл 1991 год, вместе с СССР разделился на сотни маленьких компаний и советский «Аэрофлот».
Одна его часть стала называться «Аэрофлот Российские Международные Авиалинии», и начиная с 1993 года её парк начали пополнять самолёты иностранного производства, первым из которых стал Airbus A310.
Airbus A310, автор Алексей Переславцев
Спустя несколько лет авиакомпания снова заняла лидирующее место как в российской, так и в мировой гражданской авиации. «Аэрофлот Российские Авиалинии» — обладатель множества международных наград и премий за высокий уровень сервиса.
Российская техника у компании вновь появилась с началом производства среднемагистрального самолёта Superjet 100. Сейчас эти машины эксплуатируются авиакомпанией «Россия», которая входит в Группу «Аэрофлот», наряду с бюджетным перевозчиком «Победа».
В конце 2022 года между «Аэрофлотом» и ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация) был подписан контракт на поставку 339 новых российских самолётов.
Airbus А321, фотобанк ПАО «Аэрофлот»
Airbus A350, фотобанк ПАО «Аэрофлот»
Airbus A350, фотобанк ПАО «Аэрофлот»
Airbus A350, фотобанк ПАО «Аэрофлот»
Superjet 100, фотобанк ПАО «Аэрофлот»
Boeing 737-800, фотобанк ПАО «Аэрофлот»
«100-летие с момента основания крупнейшей российской авиакомпании — знаковая дата не только для отрасли гражданской авиации, но и для нашей страны. За целый век сформировалась одна из ключевых составляющих транспортной системы нашей огромной страны.
С 1923 года были освоены уникальные по дальности маршруты, перевезены миллиарды пассажиров, поставлено множество рекордов. При непосредственном участии Аэрофлота на крыло были поставлены и успешно эксплуатировались лучшие самолеты отечественных авиаконструкторов.
В рамках контракта «Аэрофлот» планирует закупить 210 новых российских самолётов МС-21, 89 Superjet New, а также 40 единиц Ту-214.
генеральный директор ПАО «Аэрофлот»
Сергей Александровский
«Аэрофлот» сегодня
«Аэрофлот» — крупнейшая российская авиакомпания. В состав одноименной Группы также входят авиакомпании «Россия» и «Победа». Группа «Аэрофлот» — безусловный лидер российской гражданской авиации.
39,1%
общая доля на российском рынке в 2021 году
40,7 млн человек
авиакомпании Группы «Аэрофлот» перевезли в 2022 году, из них «Аэрофлот» — 20,5 млн
«Аэрофлот» — одна из старейших авиакомпаний мира. Компания работает 100 лет и является одним из наиболее узнаваемых российских брендов.
«Аэрофлот» вносит масштабный вклад в поддержку российского авиастроения, выступая стартовым и крупнейшим заказчиком отечественных магистральных пассажирских самолётов. К 2030 году Группа намеревается приобрести 339 воздушных судов отечественного производства.
Дочерние авиакомпании, фотобанк ПАО «Аэрофлот»
«Аэрофлот» и компании Группы следуют принципам устойчивого развития, решая важные социально-экономические задачи: обеспечение транспортной доступности городов и регионов России, трудоустройство граждан, профессиональное развитие сотрудников.
«Аэрофлот» постоянно расширяет внутрироссийскую маршрутную сеть, в том числе выполняет полёты между регионами страны минуя Москву, развивает социально ориентированные программы перевозки, реализует собственную программу «плоских тарифов» на рейсах в города Дальнего Востока и Калининград.
История гражданской авиации неразрывно связана с историей нашей страны. Она знала взлёты и падения, воевала за свободу, готовила первого космонавта Земли, встречала Олимпиады и устанавливала мировые рекорды. Так было и так будет.
Перед вами специальный проект Национальной электронной библиотеки. Мы сделали тематическую подборку из некоторых экземпляров книг и документов богатых фондов НЭБ, чтобы в доступной форме рассказать о важных событиях и явлениях в истории.
В своих рассуждениях мы опирались на факты, которые почерпнули в исторических книгах и документах, их приводим на этой странице, чтобы заинтересованный читатель мог глубже погрузиться в историю и узнать еще больше интересного в фондах Национальной электронной библиотеки.