КОЛЛЕКЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКИ
Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были ещё умнее, читайте им ещё больше сказок.
Альберт Эйнштейн, открытка. ГОСКАТАЛОГ.РФ
С этих слов Альберта Эйнштейна хотелось бы начать наше путешествие по волшебному миру былей и небылиц, где чудеса, где кот учёный, … где добро неизменно побеждает зло.
казка – послание предков, копилка мудрых мыслей и великих фантазий, рождённая в недрах народного творчества, имеет свои правила, излюбленные сюжеты и «колдовские» заповеди.
Исследователи обычно выделяют четыре группы сказок: волшебные,
о животных, бытовые и авантюрные. Главный герой «колдовского» фольклора поначалу простоват и глуповат, в конце истории, одержав победу над силами тьмы, превращается в прекрасного молодца, в благородного Ивана-Царевича. Действующие лица вымыслов о животных – то звери, то птицы, то рыбы, образы которых помогают рассказчику преподать слушателю поучительный урок. В бытовых или авантюрных сказках нет ужасов, они полны лукавства и иронии, а лавры первенства неизменно достаются сметливому мужичку – находчивому работнику.
Иллюстрация из книги «Все сказки», В. А. Жуковский
Иллюстрация из книги «Русские сказки для детей», М. Л. Михайлов
– послание предков, копилка мудрых мыслей и великих фантазий, рождённая в недрах народного творчества, имеет свои правила, излюбленные сюжеты и «колдовские» заповеди.
казка
Исследователи обычно выделяют четыре группы сказок: волшебные, о животных, бытовые и авантюрные. Главный герой «колдовского» фольклора поначалу простоват и глуповат, в конце истории, одержав победу над силами тьмы, превращается в прекрасного молодца, в благородного Ивана-Царевича. Действующие лица вымыслов о животных – то звери, то птицы, то рыбы, образы которых помогают рассказчику преподать слушателю поучительный урок. В бытовых или авантюрных сказках нет ужасов, они полны лукавства и иронии, а лавры первенства неизменно достаются сметливому мужичку – находчивому работнику.
Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма.
Портрет поэта А. С. Пушкина.
1965 г. ГОСКАТАЛОГ.РФ
– Из писем Пушкина А. С. к брату за 1824 год.
конце XVIII и начале XIX столетий детская литература в России переживает небывалый подъём, а устное народное творчество становится востребованным в профессиональной среде.
Многие великие русские поэты и прозаики того времени обращаются к фольклорной тематике. Среди них В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, В. Ф. Одоевский, В. И. Авенариус, С. Т. Аксаков, П. П. Ершов. Сказания старины удостаиваются даже царственного внимания Екатерины II: из-под ее пера появляются аллегорические сказки «О царевиче Хлоре» и «О царевиче Февее».
Место издания: Санкт-Петербург, 1783
Сказка о царевиче Февее, Сказка о царевиче Хлоре
Екатерина II
Царица всея Руси Екатерина II не только покровительствовала просвещению и воспитанию, но и сама написала в назидание потомству две чудесные сказки для своих внуков Александра и Константина. Главные герои придуманных волшебных историй – царевичи. Февей, сын сибирского царя Тао-Ау, поначалу своевольный и непослушный, постепенно превращается в прекрасного добродетельного юношу, «твёрдого в думе, терпеливого в несчастии».

В сказке о Хлоре, сыне легендарного царя Кия, аллегорически повествуется о поиске добродетели – розе без шипов. Благодаря трём советчикам Рассудку, Правде и Честности добру молодцу удаётся преодолеть все трудности и соблазны на своём пути.

Спустя столетия эти первые в России литературные сказки, специально созданные для детей, интересны и понятны и современному читателю.
Портрет. Екатерина II Императрица и Самодержица Всероссийская. ГОСКАТАЛОГ.РФ
Сказка о царевиче Февее
Сказка о царевиче Хлоре
...родители и воспитатели, не ведая, что творят, направляют всю духовную и нравственную жизнь нашу на чужбину — а человек, не приуроченный с пелён к своей почве, едва ли к ней приживётся.
А как ему к ней приурочиться, коли он соком ее не питался и едва ее знает?
Владимир Иванович Даль.
Портрет работы В. Г. Перова. 1872
– B. И. Даль
одлинную популярность жанру приносит публикация сборников народных сказок В. И. Даля и А. Н. Афанасьева.
Над оформлением детских книг начинают трудиться известные художники и иллюстраторы: В. Д. Васнецов, Э. Э. Лисснер, Н. Н. Каразин, Е. Д. Поленова, И. Я. Билибин, А. В. Неручев, Г. И. Нарбут и др. Крупнейшие издательства – А. Ф. Девриена, И. Д. Сытина, И. Кнебеля – с удовольствием тиражируют для юных книгочеев «пространства вымысла и чудес».
одлинную
популярность жанру приносит публикация сборников народных сказок В. И Далем и А. Н. Афанасьевым.
Как жаль, что у меня была мамушка немка, а не русская! Я не слыхал сказок народных: в них верно больше поэзии, чем во всей французской словесности.
Лермонтов Михаил Юрьевич.
Портрет работы Клюндера А. И. 1838 г. ГОСКАТАЛОГ.РФ
– Из ученической тетради Лермонтова 1830 года.
Для активных пользователей НЭБ мы подготовили подборку из редких русских дореволюционных изданий.

Сказочный книгомир огромен, лучшие его образцы и сегодня «зачитывают до дыр». Они ярким, понятным ребёнку языком рассказывают о хорошем и о плохом, учат не пасовать перед злом, искать выход из сложных ситуаций, быть терпеливыми и сострадательными. Есть даже поверье, что человек живёт с оглядкой на сценарий любимой сказки.

Знакомясь с оцифрованным наследием прошлого, постарайтесь, чтобы погружение в предания русской старины превратилось «в то золото, что блестит огоньком в детских глазах» (Х. К. Андерсен).
Место издания: Москва, 1889
Русские детские сказки, собранные А. Н. Афанасьевым.
С картинками Н. Н. Каразина
Александр Николаевич Афанасьев
Выдающийся собиратель и исследователь русского фольклора А. Н. Афанасьев извлёк из бездонных закромов архива Русского Географического общества и опубликовал 8 сборников подлинных народных текстов. В первое прижизненное собрание вошли сказки разных местностей; во втором, посмертном, четырёхтомнике писатель систематизировал материал по разделам: волшебные сказки, о животных, новеллистические, бытовые, лубочные, анекдоты. Вниманию читателей предлагается третье облегченное издание для семейного чтения, иллюстрированное Н. Н. Каразиным.

В книге около сотни «неприкрашенных» народных творений. Учёный-историк, писатель при переработке народных произведений стремился сохранить всю самобытность и неподдельную красоту первоисточников, ограничиваясь лишь скромной ролью редактора. Легендарный труд, возродивший русскую сказку во всем великолепии и блеске, остаётся до сих пор самым читаемым и востребованным.
Портрет Александра Николаевича Афанасьева. Типографский оттиск. Конец XIX - начало XX в. ГОСКАТАЛОГ.РФ
Без него сокровища сказочного фольклора могли затеряться, погибнуть. Фольклор, много веков передававшийся от поколения к поколению, в середине XIX столетия вступил в кризисную пору, когда потревоженная социальной новизной творческая мысль народа устремилась на новые предметы — и полноценное искусство рассказывания сказок стало встречаться все реже и реже. Афанасьев своим изданием спас от забвения для будущих поколений ценнейшие произведения искусства народа. Сказки сохранили всю глубину смысла, богатство вымысла, свежесть выраженного в них народного нравственного чувства, блеск поэтического стиля.
Владимир Прокопьевич Аникин, советский и российский филолог-фольклорист
– Известный сказковед В. П. Аникин.
Место издания: Москва, 1916
Сборники сказок В. А. Жуковского
Василий Андреевич Жуковский
В начале XIX века на смену условностям классицизма приходит свобода романтизма. Чувства побеждают разум. На первый план выступает проблема народности литературы. Фольклорное повествование облачается в стихотворную форму.
В. А. Жуковский пишет стихотворения для детей, переводит баллады «Светлана», «Лесной царь» и др., рифмует народные преданья старины.

В сборник «Все сказки» вошли семь лучших сочинений автора: «Об Иване-Царевиче», «О царе Берендее», «О мальчике с пальчик», «О Тюльпанном дереве». Дополнительно читатели могут познакомиться с красочными изданиями «Сказка о спящей царевне» и «Кот в сапогах». Ребята с удовольствием погружаются в неведомый мир волшебства и усваивают поэтические наставления писателя.
Все сказки
Изд-е жур-ла «Малютка»: Москва, 1903
Кот в сапогах
Место издания: Санкт-Петербург, 1877
Сказка о спящей царевне
Место издания: Санкт-Петербург, 1889
Сказки и рассказы дедушки Иринея
Владимир Фёдорович Одоевский
В. Ф. Одоевский, как и многие его современники-писатели, черпал вдохновение для своих произведений в русском фольклоре. «Сказки и рассказы дедушки Иринея» – это авторский сборник, где главный рассказчик – мудрый и добросердечный наставник, готовый уберечь ребёнка от ошибок, пробудить его мысли и чувства. Сочинения автора, а в особенности «Городок в табакерке» – одно из лучших произведений мировой литературы, сразу полюбились детям и попали в разряд хрестоматийного чтения. В конце книги размещены «Отрывки из журнала Маши».
Владимир Фёдорович Одоевский (1804-1869) - русский писатель. Фотокопия. ГОСКАТАЛОГ.РФ
Место издания: Санкт-Петербург, 1867
Русские сказки для детей
Михаил Ларионович Михайлов
Михаил Ларионович Михайлов, яркий представитель революционного движения 1860-х годов, талантливый переводчик, публицист и поэт, известен и как автор литературных сказок. В книге с красочными иллюстрациями С. И. Ганова двенадцать сказок: «Лиса-Патрикеевна», «Илья Муромец», «Рукавичка» и др. Язык произведений автора жив и прост, созвучен устному народному творчеству.
Место издания: Санкт-Петербург, 1885
Детские сказки
Василий Петрович Авенариус
Василий Петрович Авенариус известен широкой публике как детский писатель. Предлагаемый вниманию читателей сборник с 65 рисунками Н. Н. Каразина был издан в 1885 году. В него вошли как авторские сочинения – «Сказка о пчеле-мохнатке», «Что комната говорит» и «Сказка о муравье-богатыре», так и пересказы русских простонародных и иностранных сказок.

Критика того времени высоко оценила оригинальные произведения прозаика, которые удостоились первой премии С.-Петербургского Фрёбелевского Общества, но сочла «не вразумительными, с сомнительным нравоучением» сказки «Хитрая наука», «Жучок-знахарь» и «Прекрасная Мелузина» («Русская Мысль», кн. III, 1886). Книга многократно переиздавалась и популярна и по сей день.
Василий Петрович Авенариус. Фотограф Шапиро Константин Александрович. 1900-е гг. ГОСКАТАЛОГ.РФ
Николай Николаевич Каразин
Место издания: Санкт-Петербург, 1912
Мои сказки
Николай Николаевич Каразин
Перед вами книга Н. Н. Каразина, и выдающегося художника, и превосходного литератора, увидевшая свет в 1895 году в издательстве А. Ф. Девриена. Сборник «Мои сказки» – это красочное, подарочное издание с сотней авторских рисунков и восьмью литографиями, которые не просто украшают текст, а дополняя и раскрывая внутренний мир образов, образуют единый организм под названием «полиграфический театр».

Произведения посвящены внучке писателя Магде. Они разнообразны по тематике, архитектонике и стилю изложения. Среди сказок есть и картинки с натуры, например «Волк», и пересказы старинных легенд («Колодец мира и жизни»), и рассказы о достижениях в области техники – «Пар богатырь». Приятного прочтения, юные любители чудес!
Место издания: Санкт-Петербург, 1874
Народные русские сказки
Пётр Николаевич Полевой
Составитель «Народных русских сказок» литературовед и переводчик Пётр Николаевич Полевой разместил в сборнике 1874 года произведения Афанасьева, Худякова, Бронницына и Эрленвейна. В книгу вошли и записи народного фольклора Устюженского уезда Новгородской губернии в авторской обработке, и три работы отца писателя – Николая Алексеевича Полевого.

Изысканное художественное оформление однотомника выполнено И. С. Пановым. Здесь вы найдёте 114 гравюр и виньеток, выполненных по специальному заказу в технике хромолитографии в Париже Гюставом Доpе.
Иван Степанович Панов
Место издания: Москва, 1916
Баба-Яга русская сказка
Издательский дом И. Д. Сытина
Одним из иллюстраторов, плотно сотрудничавших с Издательским домом И. Д. Сытина, был Анатолий Васильевич Неручев. Работая над детской литературой, художник сознательно упрощал рисунок, избегал излишней детализации и полутонов. Посредством картинок мастер пересказывал ребенку, не умеющему читать, сказку «Колобок», «Баба-Яга» или «Репка». Простые, лубочные образы находили непосредственный отклик в душе ребенка, будоражили его воображение и наглядно преподавали житейские уроки. Художественный стиль рисовальщика и сегодня остается близок и интересен малышам.
Анатолий Васильевич Неручев
Место издания: Москва, 1909
Война грибов
Издательство И. Н. Кнебеля
Георгий Иванович Нарбут известен сегодня как один из реформаторов книги для детей. В 1909 году в издательстве И. Н. Кнебеля печатается народная сказка «Война грибов» с его рисунками. Дебют приносит иллюстратору популярность. Позже из-под кисти художника появляются книги «Пляши Матвей, не жалей лаптей» и «Игрушки». Работы Г. Нарбута отличает тонкая прорисовка контура и деталей, стилизация предметов. Постепенно творческий горизонт рисовальщика расширяется, и со временем он начинает оформлять сборники не только для детей, но и для взрослых.
Георгий Иванович Нарбут
Место издания: Москва, 1916
Сборники сказок Издательского дома И. Д. Сытина
Издательский дом И. Д. Сытина
«Русский Форд» – так, а не иначе называли современники крупнейшего отечественного книгоиздателя Ивана Дмитриевича Сытина. Природный ум, деловая хватка, знание интересов читающей публики помогли ему ко времени революционных бурь стать успешным владельцем книжной сети. Среди его изданий важное место отводилось волшебным историям. Признанный мастер справедливо полагал, что красочное оформление сказок, вымыслов или легенд поможет детям полюбить и понять литературу, оставит в душе ребенка неизгладимый след… И Сытин подключил к декорированию печатной продукции лучших художников и иллюстраторов своего времени.
Змей и цыган
Место издания: Москва, 1913
Морозко русская сказка
Место издания: Москва, 1916
Сивка-Бурка, вещая каурка
Иллюстратор Э. Лисснер
Место издания: изд. Е. Коновалова, Москва, 1911
Сборники сказок А. С. Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин
И, конечно, мы не смогли обойти вниманием поэтическое наследие А. С. Пушкина! Перед вами два уникальных издания «Сказки о золотом петушке», два шедевра художественного мастерства. Одно иллюстрировано И. Я. Билибиным, второе – Н. А. Богатовым.

Полюбуйтесь, рассмотрите, сравните незаурядные работы маститых живописцев и еще раз окунитесь в магический мир сказки и детства.
Сказка о Золотом петушке
Изд-е жур-ла «Малютка»: Москва, 1907
Сказка о Золотом петушке
Место издания: Изд. Экспедиция заготовления гос. бумаг, Санкт-Петербург, 1902
Сказка Василиса Прекрасная
Богатов Николай Алексеевич
Иван Яковлевич Билибин
Иван Яковлевич Билибин
мы в соцсетях:
В своих рассуждениях мы опирались на факты, которые почерпнули в исторических книгах и документах, их приводим на этой странице, чтобы заинтересованный читатель мог глубже погрузиться в историю и узнать еще больше интересного в фондах Национальной электронной библиотеки.