Я учусь и учителей себе требую
Спецпроект о том, как Петр I реформировал образование
Вступление
«Аз бо есмь в чину учимых и учащих мя требую»
— слова, вырезанные на перстне,
которым Петр I запечатывал письма из-за границы
……………….350 лет минуло со дня рождения последнего царя всея Руси и первого Императора Всероссийского Петра I Алексеевича. Споры о его личности и правлении не стихают по сей день. Историки и писатели каждого последующего периода видели в нем что-то своё: царя воспринимали то как романтическую фигуру, сродни природным стихиям, то как тирана, сковавшего страну бюрократией, то как воплощение идеала просвещённого монарха, принесшего в Россию свет знания.
Не вынося оценок и не делая выводов, поговорим сегодня о проектах царя Петра в области образования. О том, чему и как учили его самого и его сверстников; о том, что государь изменил в системе обучения на всех уровнях и для разных сословий. О том, что в этой области у него получилось, и о том, что по прошествии времени оказалось нежизнеспособным.
Печати, употреблявшиеся Петром I во время его пребывания в Голландии. Фото из книги «История царствования Петра Великого», Устрялов Н. Г. rusneb.ru
Печати, употреблявшиеся Петром I во время его пребывания в Голландии. Фото из книги «История царствования Петра Великого», Устрялов Н. Г. rusneb.ru
Портрет императора Петра I из издания Б. Каменского «Le Siecle de Pierre le Grand». 1822. госкаталог.рф
Портрет Петра I. Гравер: Вилль, Иоганн Мартин. Автор живописного оригинала: Каравак, Луи. госкаталог.рф
Портрет императора Петра I. Воспроизведение гравюры П. Гунста. Кон. XIX в. госкаталог.рф
Иллюстрация из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907). ОРУЖИЕ. Русское оружие до начала XVIII в. (доспехи, шлемы и щиты см. под этими словами). commons.wikimedia.org
Чему учили царевичей
И царь Алексей Михайлович, и наследовавшие ему сводные братья Петра Алексей Алексеевич и Фёдор Алексеевич слыли людьми образованными. Они могли читать и говорить по-гречески и на латыни, их обучением занимались люди, владевшие немалыми сведениями из области европейского светского знания. В описи библиотеки царя Фёдора Алексеевича насчитывались десятки латинских книг.
Портрет царя Фёдора Алексеевича. Из издания К. А. Бороздина «Российский царственный дом Романовых». СПб., 1898. госкаталог.рф
Портрет царя Алексея Михайловича, копия из Родословия Л. Хурелича. 1882. госкаталог.рф
Царевич Алексей Алексеевич в царском облачении. commons.wikimedia.org
……………….В первую очередь государю и наследникам престола надлежало хотя бы в общих чертах разбираться в тех сферах, которые были связаны с военным делом — а это в XVII веке был довольно обширный набор дисциплин.
Вопреки распространённому мнению, Московское царство вовсе не было совершенно оторвано от остального мира. Шла активная торговля, велась энергичная внешняя политика, предполагавшая переговоры и альянсы.
На Руси работали иностранные специалисты — инженеры и мастера; существовали переводы и компиляции европейских источников на русском языке.
Карта Московии Гесселя Герритса, по материалам Фёдора Годунова. 1613. ar.culture.ru
«Новгородский торг XVII века». Васнецов А. М. госкаталог. рф
Время правления Алексея Михайловича, прозванного Тишайшим, спокойным вовсе не было — вспомним, что на эти годы приходятся Соляной бунт и восстание под предводительством Степана Разина.
Катализатором распространения научных и технических знаний были в первую очередь военные потребности — внешне- и внутриполитические.
...................Вот два примера книг, задачей которых было донести до практиков военного дела нужные им сведения и способы ведения военных действий.
Соляной бунт в Москве, 1648. Картина Эрнеста Лисснера, 1938. commons.wikimedia.org
Портрет Степана Разина. 1891. госкаталог.рф
Середина XVII в.
Учение и хитрость ратного строя пехотных людей
Иоганн Якоб Вальхаузен
При Гос. воен. коллегии, 1777-1781
Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки
Онисим Михайлович Радишевский
Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки; Состоящий в 663 указах, или статьях, / В государствование царей и великих князей, Василия Иоанновича Шуйскаго и Михаила Феодоровича, всея Русии самодержцев, в 1607 и 1621 годех выбран из иностранных военных книг Онисимом Михайловым; Напечатан с рукописи найденной в 1775 году, в Мастерской и Оружейной палате в Москве; Издана под смотрением ассессора Рубана
Борис Кустодиев. Земская школа в Московской Руси. 1907. commons.wikimedia.org
допетровская школа
Системы обучения как таковой практически не существовало. Элементарное образование — чтение, письмо, счет, пение — было в компетенции приходов; в качестве учителей выступали служители церкви.
Умение читать и писать сами по себе были полезными навыками, а обладатели хорошего почерка могли рассчитывать на надёжный кусок хлеба как переписчики.
У дверей школы. Богданов-Бельский Н. П. 1897. госкаталог. рф
Устный счет. В народной школе С. А. Рачинского. Богданов-Бельский Н. П. 1895. госкаталог. рф
Дальнейшие знания и навыки люди приобретали на опыте — поступая на службу или в подмастерья. От приглашённых иностранных специалистов требовалось брать учеников, хотя делали они это не слишком охотно.
Ученицы (За чтением). Богданов-Бельский Н. П. 1901. госкаталог.рф
Новички. Богданов-Бельский Н. П. До 1904. госкаталог. рф
...................Разумеется, всё это не значит, что в допетровской России не было образованных людей. Их было немало, и им мы обязаны, в частности, появлением в середине XVII века первого перевода на русский «Физики» Аристотеля — книги, полной понятий, для которых в русском языке того времени просто не было эквивалентов. Другое дело, что почти весь этот объём знаний существовал в неписьменном виде. Не будем забывать, что в ту пору практически вся бумага импортировалась, а пергамен был дорогим материалом. Из учебников использовались:
Иллюстрация, разумеется, относится к значительно более поздней эпохе — и по времени создания, и по предмету изображения. Никаких изобразительных источников допетровских времён по рассматриваемой теме, скорее всего, просто не существовало.
Иллюстрация, разумеется, относится к значительно более поздней эпохе — и по времени создания, и по предмету изображения. Никаких изобразительных источников допетровских времён по рассматриваемой теме, скорее всего, просто не существовало.
Иллюстрация, разумеется, относится к значительно более поздней эпохе — и по времени создания, и по предмету изображения. Никаких изобразительных источников допетровских времён по рассматриваемой теме, скорее всего, просто не существовало.
Иллюстрация, разумеется, относится к значительно более поздней эпохе — и по времени создания, и по предмету изображения. Никаких изобразительных источников допетровских времён по рассматриваемой теме, скорее всего, просто не существовало.
XVII в.
Арифметика. Рукопись
Москва: Печатный двор, 28 сентября 1669
Букварь языка славенска
Москва: Типография Верхняя, декабрь 1679
Букварь языка славенска
Симеон Полоцкий
Москва: Печатный двор Печ. В. Ф. Бурцов, 8 февраля 1637
Букварь
Москва: Печатный двор, 2 февраля 1648
Грамматика
Мелетий (Смотрицкий Максим Герасимович; архиеп. Полоцкий, Витебский и Мстиславский)
Москва, 1679
Мусикийская грамматика Николая Дилецкого
Николай Павлович Дилецкий
Арифметические задачи XVII в.
«Шло дорогою 7 баб, у всякой бабы по 7 костылей, на всяком костыле по 7 сучков, на всяком сучке по 7 кошелей, во всяком кошеле по 7 пирогов, по всяком пироге по 7 тварогов, во всяком твароге по 7 воробьев, у всякого воробья по 7 поваров, у всякого повара по 7 клепиков. Сочти ми что всего будет». — дальше дается подсчет.
«Да в некоем граде было 40 сороков городов, а во всяком городе по 40 сороков улиц, во всякой улице по 40 сороков переулков, по всяком переулке по 40 сороков дворов, во всяком дворе по 40 сороков жилцов, у всякого жилца по 40 сороков деловых, у всякого делового по 40 сороков кирпичей. Что всего будет порознь сочти ми…» — дальше дается подсчет.
...................Ценным источником знаний о мире были азбуковники — нечто среднее между словарём (в первую очередь иностранных слов) и энциклопедией.
Для современных исследователей азбуковники ценны, помимо прочего, тем, что из них можно почерпнуть сведения об устройстве школы, о том, как мыслились отношения учеников и учителей и т. д.
XVII в.
Азбуковник
Книга, глаголемая Алфавит, содержащий в себе толкование иностранных речей, иже обретаются во святых книгах не преложенны на руский язык.
Последняя треть XVII в.
Азбуковник
Кирилл (просветитель славян)
...................Высшая ступень систематического образования была представлена существовавшей с 1632 года Киево-Могилянской академией (православным учебным заведением, где преподавание велось на латыни и по западноевропейской системе) и Славяно-греко-латинской академией, основанной в 1687 году, первыми преподавателями и авторами учебников которой стали греческие монахи братья Лихуды.
Портрет митрополита Петра Могили. XVII в. При его участии была основана Киево-Могилянская академия. commons.wikimedia.org
Николай Петрович Лихачёв (1862—1935). Портрет Иоанникия Лихуда. Санкт-Петербург: типография И. Н. Скороходова, 1902. rsl.ru
Конец XVII в.
Греко-латинская грамматика и поэтика Лихудов
Иоанникий (Лихуд Иоанн; иеромонах)
XVIII в.
Риторика
Лихуд, Софроний
Император Пётр I за работой. Худояров В. П. 1907. commons.wikimedia.org
Большая перемена
Младший сын царя Алексея Михайловича получил иное образование, чем его старшие сиблинги.
Причиной тому была борьба группировок при дворе, за которой последовал стрелецкий бунт и отъезд Петра Алексеевича с матерью Натальей Кирилловной за город.
Портреты царя Алексея Михайловича и царевича Петра Алексеевича из титулярника XVII века. rusneb.ru
...................Царевича обучали по старомосковскому укладу: азбука, склады (слоги), чтение Псалтыри, Евангелия, каллиграфия. В последней, так же как и в орфографии и грамматике, он не преуспел.
Затем должны были бы следовать грамматика, риторика, диалектика и языки. Обычно эти дисциплины преподавали киевские учёные монахи, но им благоволила правительница царевна Софья, поэтому Наталья Кирилловна опасалась их влияния на сына.
Портрет царевны Софьи. Неизвестный художник. Пер. пол. ХIХ в. hermitagemuseum.org
Портрет царевича Петра Алексеевича. Неизвестный художник. Россия, конец XVII-начало XVIII века. kreml.ru
...................Предоставленный более или менее сам себе любознательный и энергичный подросток довольно быстро определился с тем, что его будет занимать (и чему он будет учиться) всю жизнь: техника и военное дело.
Придя к власти, молодой царь понял, что для осуществления его амбициозных планов нужно гораздо больше знающих людей.
Судя по историческим источникам, Петра мало интересовали гуманитарные, как мы сказали бы сейчас, науки и просвещение как таковое. Все его проекты преследовали практические цели, в первую очередь военные.
26-летний Пётр I. Портрет кисти Готфрида Кнеллера был подарен Петром в 1698 году английскому королю. commons.wikimedia.org
Отрывок из ученической тетради Петра I по арифметике, 1688−1689 годы. commons.wikimedia.org
...................В 1697—1698 годах состоялось Великое посольство — 15-месячная миссия русского двора в Европе, в которой царь беспрецедентным образом принял личное участие.
Великое посольство Петра I в Европу (1697−98 гг.). Справа портрет Петра в одежде матроса во время его пребывания в голландском Саардаме (Саандаме). Гравюры Маркуса. commons.wikimedia.org
...................«Записная книжка любопытных замечаний великой особы странствовавшей под именем дворянина российского посольства в 1697 и 1698 году» —
издание 1788 года, основанное на нескольких известных рукописных версиях текста. Приписывалась самому Петру и, возможно, частично действительно восходит к его дневнику.
Однако она повествует и о путешествии в Рим, но, как известно историкам, в Италии Пётр не побывал, хотя и намеревался. Посольство вынуждено было повернуть назад после получения известий о новом стрелецком бунте.
Есть версия, что царь инкогнито побывал в Венеции, однако провёл там не более суток.
Русское посольство в городе Гааге. Миниатюра XVIII века из «Повести о Петре I». 1973. госкаталог. рф
Русское посольство в городе Амстердаме. Миниатюра XVIII века из «Повести о Петре I». 1973. госкаталог. рф
...................В числе прочего в ходе этой миссии на службу в Россию было приглашено множество иностранных специалистов. В это же время начались знаменитые «стажировки» молодых россиян за границей.
Эту страницу истории проиллюстрируем замечательной рукописью, представляющей собой конспект лекций по морскому делу. Их читал российским студентам-аристократам в г. Перасте (ныне это территория Черногории) Марко Мартинович — учёный и практик в области кораблестроения и кораблевождения, состоявший на службе у Венецианской республики.
1697-1706
Лекции русским морякам в Перасте 1697−1698
Марко Мартинович
Марко Мартинович обучает русских дворян. commons.wikimedia.org
Флот и всё, что к нему относилось, пользовались особым вниманием государя. Уже в 1701 году в Москве, в Сухаревой башне была основана Школа математических и навигацких наук, также известная как школа Пушкарского приказа. Это было первое в России специальное светское учебное заведение.
Сухорева башня в Москве. Свиньин Павел Петрович. Санкт-Петербург, 1822. rusneb.ru
Туда принимались недоросли (подростки) из всех сословий. Сначала следовало пройти программу двух подготовительных классов: «русскую школу» (чтение и письмо) и «цифирную школу» (счёт и основы арифметики).
Ученики проживали в школе, а те, родителям которых позволяли средства — на съёмных квартирах. Дисциплина была строгой, за прогулы штрафовали. Возглавлял школу граф Я. В. Брюс.
Портрет графа Я. В. Брюса. Снегирёв Иван Михайлович. rusneb.ru
...................Учеников, хорошо себя проявивших, могли отправить в Европу для продолжения образования. Часть преподавателей были выписаны из-за границы, часть были выпускниками Киевской и Славяно-греко-латинской академий. Математические науки преподавал сам Л. Ф. Магницкий, ученик братьев Лихудов.
Название не должно вводить современного читателя в заблуждение: этот учебник — математическая энциклопедия, содержащая курс математики и астрономии применительно к навигации.
XVIII в.
Арифметика, сиречь наука числителная с разных диалектов на славенсъкий язык...
Арифметика, сиречь наука числителная с разных диалектов на славенсъкий язык преведена и воедино собрана и на две книги разделена… ныне же… на свет произведена …1719…месяца июля в 13 день [Рукопись] / Геометрия. Тригонометрия.
Первая четверть XVIII в.
Арифметика, сиречь наука числительная
составлена по Арифметике Магницкого, с дополнительными статьями
...................Для Навигацкой школы специально переводились учебники и пособия.
Москва, Типография В. Киприанова, 1716
Таблицы синусов, тангенсов, и секансов, и логарифмы синусов и тангенсов
Адриан Влакк
Выпускники делали карьеру не только во флоте, но и в инженерных войсках, в артиллерии. Вышли из школы архитекторы, преподаватели и другие специалисты.
...................Навигацкая школа была любимым детищем царя. После создания в 1715 г. Морской академии в Санкт-Петербурге старшие студенты и основные преподаватели были переведены туда, но московская школа сохранилась как подготовительная, с преподаванием общих курсов наук. Примеры изданий по морской тематике:
Москва, 1708
Генералные сигналы, надзираемые во флоте его царскаго величества
Московский Печатный двор, 1709
Новое голландское корабельное строение
Карл Аллард
Санкт-Петербург, 1716
Книга пропорций оснастки кораблей английской
Санкт-Петербург, 1714
Книга ордера или во флоте морских прав
Санкт-Петербург, 1720
Книга Устав морской
В 1707 году открылась хирургическая школа при военном госпитале в Москве. В 1712 — инженерная и артиллерийская школы; затем, в 1719 году начала работать инженерная школа в Петербурге, куда перевели московских студентов. Позднее, около 1721 г., заработали первые горные училища при сибирских горных заводах.
Существовали также частные и частно-государственные школы и пансионы — в них преподавали языки древние, европейские и восточные, философию и проч. Государство помогало деньгами или могло предоставить помещение.
В Петербурге, при Оружейной канцелярии, начали обучать «художествам»: живописи, рисунку и т. д. Отметим, что в ту пору умение рисовать было не столько искусством, сколько необходимейшим навыком для инженеров, конструкторов, военных специалистов и всех, кто занимался естественными науками.
Морской кадетский корпус. 1796−1798 гг. Вид с реки. Из издания «Достопамятности Санктпетербурга и его окрестностей. Сочинение Павла Свиньина…». госкаталог. рф
...................Венцом системы должна была стать Академия наук, которая мыслилась Петром не только как чисто научное, но и как педагогическое учреждение — предполагалось, что при ней будут существовать университет и гимназия.
Мы так подробно остановились на специальных учебных заведениях, поскольку именно они были призваны закрывать самые насущные потребности страны, и царя они интересовали в первую очередь.
С этой же целью была проведена реформа шрифта: появился так называемый гражданский шрифт, предназначенный для печати светских — в первую очередь учебных — изданий. Первая книга гражданского шрифта в России вышла в 1708 году в Москве и представляла собой переводной учебник по геометрии.
Важно помнить, что русские переводы книг по разным областям знаний не только давали доступ к информации ученикам, не владевшим европейскими языками, но и способствовали постепенной выработке русской научной и технической терминологии.
Другим последствием перехода светского книгопечатания на гражданский шрифт стала замена славянских буквенных обозначений цифр привычными нам сегодня арабскими.
1709 — Брюсов календарь (стенной) — даты переходящих церковных праздников, лунные фазы и т. д. rusneb.ru
Петр I на берегу реки Невы. Картина Антона Иванова-Голубого. 1843. Государственный Русский музей
...................Многие нововведения предполагали учёбу для детей и подростков всех сословий. С другой стороны, почти каждая такая попытка входила в противоречие с сословным характером общества и с насущными требованиями профессиональной специализации.
Яркий пример тому — сфера духовного образования: именно в этой области государство озаботилось образованием как системой. Уже в 1708 году дети из семей духовенства были обязаны посещать славяно-греко-латинские школы; в 1718 г. был введён запрет для учеников менять поприще на светское. При этом принятый в 1721 г. Духовный регламент — плод совместной деятельности Петра и его ближайшего сподвижника, псковского архиепископа Феофана Прокоповича — делал духовную карьеру практически недоступной для выходцев из иных сословий.
По замыслу авторов, духовное образование должно было включать в себя и общегуманитарные дисциплины: риторику, философию, языки, математику, географию, историю. Под языками обычно разумелась латынь; про греческий и древнееврейский говорилось — «если будут учителя».
Низшую ступень духовного образования должны были обеспечивать архиерейские школы, финансировавшиеся за счёт кафедры.
Сам Феофан Прокопович содержал в своём доме в Санкт-Петербурге школу, куда принимали детей всякого звания. Школа считалась лучшей для того времени — и по условиям проживания, и по учебной программе, и по подбору преподавательского состава.
............................Всего в период с 1721 по 1725 годы было создано 13 школ при разных епархиях, причём они не были единообразными: так, при Вознесенском Иркутском монастыре была создана школа для детей духовного звания и детей-сирот, где преподавались монгольский и китайский языки. Но по большей части эти образовательные учреждения испытывали огромные трудности с финансированием, учебной литературой, поиском преподавателей и, что немаловажно, привлечением учеников.
Портрет Феофана (Прокоповича), архиепископа Новгородского. Конец XVIII в. — начало XIX вв. госкаталог. рф
Петр I учреждает Святейший синод. Картина Ивана Тупылева. 1801. Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля
Основная методическая идея того времени состояла в том, что ученика необходимо было вырвать из семейной среды, поместить в довольно-таки невыносимые условия и принудить к усвоению знаний путём зубрёжки.
Неудивительно, что всё более строгие указы об обязательности обучения упирались во всё более упорное нежелание семей отдавать своих детей в школы. Побеги учеников были обычным делом.
...................В этом контексте интересна история цифирных школ, исходно задуманных Петром как внесословная система элементарного образования (взамен издавна существовавших приходских школ, о которых мы писали выше) с упором на математические дисциплины.
..........Всего в период с 1721 по 1725 годы было создано 13 школ при разных епархиях, причём они не были единообразными: так, при Вознесенском Иркутском монастыре была создана школа для детей духовного звания и детей-сирот, где преподавались монгольский и китайский языки. Но по большей части эти образовательные учреждения испытывали огромные трудности с финансированием, учебной литературой, поиском преподавателей и, что немаловажно, привлечением учеников.
Цифирные школы
В 1715 году царь повелел разослать по губерниям по два ученика московской Навигацкой школы, преуспевших в геометрии и географии, чтобы те начали обучать «молодых ребяток из всяких чинов людей». Обучение было признано обязательным «для всех детей дворянских и приказного чина дьяческих и подьяческих» с 10 до 15 лет, кроме однодворцев — мелких землевладельцев, живших на окраинах государства (причина исключения состояла в том, что однодворцы составляли ополчение, и в случае войны сын-подросток должен был иметь возможность сразу заменить отца на хозяйстве).
В 1716 году обязанность посещать цифирные школы была снята с дворянских детей, для которых начали открываться обязательные специальные школы. В 1720 году представители посадского (то есть торгового и мелко-ремесленного) сословия попросили освободить их детей от учебы, а то некому в лавках сидеть — просьбу удовлетворили, сделав учёбу добровольной. Ну и, как упоминалось выше, с 1721 года дети духовенства обязаны были посещать архиерейские школы. В том же году вышел указ о создании при каждом пехотном полку гарнизонных школ (первая такая была открыта при артиллерийской школе Преображенского полка еще в 1698 г.) для обучения солдатских детей грамоте и ремёслам, в том числе военным специальностям.
В итоге цифирные школы, и без того страдавшие от недостатка финансирования, нехватки учителей и книг, лишились практически всех учеников: после всех поправок обучение в них осталось обязательным только для детей служащих — дьяков и подьячих, — да и для тех со временем стали организовывать профессиональные школы.
Управлять цифирными школами был призван непосредственно Сенат, потом их передали в ведение Адмиралтейской коллегии; в дальнейшем каждое ведомство старалось передать эту обузу кому-нибудь другому. В какой-то момент возникла идея объединить, хотя бы административно, цифирные школы с архиерейскими — но тут воспротивился Синод.
При этом правительство настаивало, чтобы молодым людям, не получившим свидетельство от учителя о получении элементарного образования, не разрешали жениться. Были и другие меры принуждения — вплоть до облав на бежавших из школ или уклоняющихся от учёбы.
Всего при жизни Петра было создано 28 цифирных школ. К 1744 году осталось только восемь из них, которые потом слились с гарнизонными.
...................В петровские годы постепенно складывался новый корпус учебной литературы; многие из этих книг на десятилетия стали основой образования в России.
Первый букварь XVIII века был трехъязычным (первое издание вышло в 1701 г.).
Знаменитое «Юности честное зерцало», впервые опубликованное в 1717 г., в полном своём виде включало в себя азбуку, склады, цифры, нравоучения из Писания — плюс правила хорошего тона, вежливости, опрятности, умения себя держать в обществе. Эта же часть служила материалом для чтения. Считается, что это первый в России букварь для мирян.
Москва: Синодальная тип., декабрь 1704
Лексикон треязычный, сиречь речений славенских, еллиногреческих и латинских сокровище
Поликарпов-Орлов, Федор Поликарпович (ок. 1670−1731) — ученик Лихудов
Санкт-Петербург, 1719
Юности честное зерцало или Показание к житейскому обхождению
Также широко использовался и постоянно переиздавался впервые напечатанный в 1720 г. кириллический букварь Феофана Прокоповича «Первое учение отроком».
Грамматику Смотрицкого, составленную в начале XVII века, в 1723 году стала вытеснять грамматика иподьякона Фёдора Максимова: её отличали попытки объяснить закономерности не только книжного, но и разговорного русского языка.
...................Нельзя не отметить ещё одно важное событие эпохи Петра I: в 1720-х гг. заработали первые русские бумажные мануфактуры под Санкт-Петербургом. К середине века их было уже двадцать.
Типографическое художество или книгопечатание. «Зрелище природы и художеств», Ч. I № 3. СПб., 1784. госкаталог. рф
Печатник эстампов. «Зрелище природы и художеств», Ч.I №3. СПб., 1784. госкаталог.рф
Особенность самодержавной власти состоит в том, что каждый государь придаёт ей свой собственный характер. Стремление поменять сразу всё, увидеть результаты как можно скорее, неприятие естественной скорости общественных процессов и попытки их подхлестнуть любыми способами, вплоть до физического насилия, — эти черты проявлялись во всех реформах Петра, в том числе образовательных.
Массовая школа требовала учителей, которых невозможно было быстро найти и подготовить. Приглашённые иностранцы владели предметом, но испытывали понятные сложности со знанием русского. Методики обучения отсутствовали или представляли собой кальку с европейских программ, рассчитанных на другой уровень базовой подготовки.
Потребовалось много времени и много реформ, чтобы российская школа выстроилась как система, а в обществе выросло уважение к профессиональному и светскому знанию. Но это тема для другого разговора.
Русский царь Петр I Великий в 1709 году. Французская гравюра XIX в. commons.wikimedia.org
Пётр I лично принимает экзамен у вернувшихся с заграничного обучения молодых дворян-«пенсионеров». Юрий Кушевский. 2018. commons.wikimedia.org
Редакция благодарит Евгению Найдину и сотрудников Отдела справочно-библиографического обслуживания РГБ за помощь в подготовке материала.
Пётр I. rsl.ru
Учебники петровского времени
Естественные и математические науки
Конец ХVII - начало ХVIII в.
«Ввождение в космографию» из Большого Атласа Блеу и Предисловие к атласу «Водный мир»
Ян Блау
«Краткое из[ъ]явление о крузе земном, и разделение всех частей его, и которые государства в кийждо части обретаются, и кождаго государства пределы, величина, с которыми смежны и сила, богатства, доходы и прочая»: предисловие к атласу «Водный мир», содержащее краткие сведения о странах и народах.
Московский Печатный двор, март 1710
Географиа или Краткое земнаго круга описание
Москва, 1719
Земноводнаго круга краткое описание
Иоганн Гюбнер
Московский Печатный двор, 1709
Приемы циркуля и линеики
Буркхард фон Пюркенштейн, Антон Эрнст
Приемы циркуля и линеики или Избраннеишое начало во математических искуствах, имже возможно легким и новым способом вскоре доступити землемерия, и иных из онаго происходящих искуств
Москва, 1709
Геометрия
Амстердам, 1700
Сборник руководств по математике
Сборник руководств по математике Среди статей — «Геодезия или землемерия», «Тригонометрия сферическая» и др. В начале — список из книги Ильи Копиевского «Краткое собрание Лва миротворца августейшаго греческаго кесаря показующее дел воинских обучение…»
Первая четверть ХVIII в.
Сборник руководств по математике и навигации
Сборник руководств по математике и навигации: среди статей — «Арифметика» (составлена частично по «Арифметике» Л. Магницкого), «Геометрия», «Навигация», таблицы и пр.
Амстердам, 1700
Сборник руководств по математике
Сборник руководств по математике: Среди статей — «Геодезия или землемерия», «Тригонометрия сферическая» и др. В начале: — список из книги Ильи Копиевского «Краткое собрание Лва миротворца августейшаго греческаго кесаря показующее дел воинских обучение…»
Военное дело
Москва, март 1711
Новая манера, укреплению городов
Блондель Никола Франсуа
Учиненная чрез господина Блонделя, генерала порутчика воиск короля францускаго, преж сего учителя в математике господина князя Делфина; сына его величества.; Напечатана в Париже по указу королевскому лета, 1683 от рождества Христова.; Преведена же на россиискии язык, повелением царскаго величества и напечатана.
Москва, январь 1709
Поверенные воинские правила како неприятелские крепости силою брати
Боргсдорф Эрнст Фридрих
Его царскому величеству к предъбудущеи славе изображены. / Чрез Эриста Фридериха барона, фон Боргсдорфа, цесарского величества Римского, учрежденнаго началного инженера. В лето Господне, 1697.; Ныне же повелением его царскаго пресветлаго величества напечатася. — В царствующем великом граде Москве
Москва, сентябрь 1709
Новейшее основание и практика артилерии
Эрнст Браун
Ернеста Брауна капитана артилерии во Гданске 1682 года.; Напечатано славенски повелением царскаго величества. — В Москве
Москва, март 1710
Описание артилерии
Бринк Тролис Нильсон
В неиже сокращенно написася все, еже к начинанию артилериискаго ведомства, и основания ея, хотящему у сего дела быти, ведати подобает. Зело прилично всем хотящым от младых лет потщатися в сеи науке своего искати счастия, и как пушкарям, бомбардирам, и над теми людми началником искусным быть. Чинно описано, и пристоиными лицами украшено, всем сея науки охочим на ползу. / Чрез Тимофеа Бринка, артилериинаго дела капитана.; Ныне новопреведеся с галанскаго языка, на славенскии.; И повелением царскаго величества напечатано. — В Москве
Москва, ноябрь 1709
Новое крепостное строение на мокром или низком горизонте
Кугорн Минно ван
Которое на три маниры показуется во фортификование внутреннои величины. Французского роялного штиуголника, в чем крепость нынешних сухих при мокрых рвах обретается.: Купно же како ныне при море, или реках, крепости делаются, и коим образом тамо подобает строить.: Каждая манира атакована, и в пример положена, как в их крепостях на обе стороны, також и о проторях со французскою, или с нынешним крепостным строением. / Господина барона фон Кугорна, генерала артилерии, генерала порутчика инфантерии, генерала правителя крепостного строения Статов Недерляндских и губернатора Фландерского, и крепостеи при Шелде реке. В Левардене 1702 года.; Напечатано же на россииском языке. Повелением царскаго величества. — В Москве
Амстердам, 1 января 1700
Краткое собрание показующее дел воинских обучение
Лев VI Мудрый или Философ (император; 866−912)
Москва, декабрь 1708
Римплерова манира о строении крепостей
Георг Римплер
Амстердам, 1709
Архитектура воинская
Штурм Леонхард Кристоф
Гипотетическая, и еклектическая: то есть верное наставление как разными немецкими, французскими, галанскими, и италианскими манирами. С добрым прибытком, так в регулярнои, как в иррегулярнои фортификации ползоватися возможно. Из седмидесят и более разных манир, которые от лутчих нынешных инженеров выбраны, от части же самим автором изданы. В разговоре с некоторою высокою особою изъявлено.
История и гуманитарное знание
Амстердам, июнь 1709
Историа в неи же пишет, о разорении града Трои Фригиискаго царства…
Гвидо делле Колонне
Историа в неи же пишет, о разорении града Трои Фригиискаго царства, и о создании его, и о великих ополчителных бранех, како ратовашася о неи царие и князи вселенныя, и чего ради толико и таковое царство троянских державцов низвержеся, и в поле запустения положися, всеконечным запустением…
1682
Казанская история
О происхождении казанского царства. Взятие Новгорода Батыем и др.
Москва, октябрь 1709
Книга Квинта Курциа о делах содеяных Александра Великаго царя Македонскаго
Курций Руф Квинт
Преведена повелением царскаго величества с латинскаго языка на россиискии лета 1709 го. И напечатана. — В Москве
Вестерос, 7 апреля 1715
Ядро российской истории
Манкиев Алексей Ильич
Москва, февраль 1711
Краткое описание о воинах
Роган, Анри де
Из книг Цезариевых, с некоторыми знатными приметы о тех воинах.: Со особливым о воине разговором. [или описанием] / Напечатано повелением царскаго величества
Санкт-Петербург, 20 августа 1722
Книга историография початия имене, славы и разширения народа славянского, и их цареи и владетелеи под многими имянами, и со многими царствиями, королевствами, и провинциами
Орбини Мавро
Собрана из многих книг исторических, чрез господина Мавроурбина архимандрита Рагужского.; В которои описуется початие, и дела всех народов, бывших языка славенскаго, и единого отечества, хотя ныне во многих царствиях розсеялися чрез многие воины, которые имели в Европе, во Азии, и во Африке. Разширения их империи, и древних обычаев, в разных временах, и познание веры, Христа Спасителя, под многими владетельми.; Переведена со италианского на россиискои язык, и напечатана повелением и во время счастливаго владения Петра Великаго. Императора и самодержца всероссиискаго, и протчая, и протчая, и протчая.
Тип. Александро-Невского монастыря, ноябрь 1723
Грамматика славенская
Федор Максимов
XVIII в.
Сборник философский
Федор Максимов
Начало XVIII в.
Риторика
Грамматика и Философия Иоанна Дамаскина / Иоанн Дамаскин; предисловие и перевод Иоанна, экзарха Болгарского
Первая четверть XVIII в.
Сборник исторический, учебный
Дедешин Иван, писец
XVIII в.
Разговор двух приятелей о пользе науке и училищах
Татищев Василий Никитич
XVIII в.
Философия нравоучительная
Москва, 1711
Кратких, витиеватых и нравоучителных речеи...
Будны Беняш
Санкт-Петербург, 1722
Книга система или Состояние мухаммеданской религии
Кантемир Дмитрий Константинович
Другие науки и дополнительная литература
XVIII в.
Нотная азбука, на линейных нотах
XVIII в.
Описание путешествия в Россию Датского посольства в 1578 г.
Ульфельд Яков
Москва, 1712
Эзоповы притчи
Эзоп
Москва, 1940
Наука в России XI—XVII веков
Райнов Тимофей Иванович
Ч. I-III: очерки по истории донауч. и естеств.-науч. воззрений на природу
Москва, 1900
Исторический очерк русской школы
Григорьев В. В.
Перед вами специальный проект Национальной электронной библиотеки. Мы сделали тематическую подборку из некоторых экземпляров книг и документов богатых фондов НЭБ, чтобы в доступной форме рассказать о важных событиях и явлениях в истории.
В своих рассуждениях мы опирались на факты, которые почерпнули в исторических книгах и документах, их приводим на этой странице, чтобы заинтересованный читатель мог глубже погрузиться в историю и узнать еще больше интересного в фондах Национальной электронной библиотеки.