Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией, перейдите по ссылке .
Версия для слепых

Афанасий Никитин

11 материалов в коллекции
Показать все
Поделиться
Афанасий Никитин

550 лет назад началось «хожение за три моря» Афанасия Никитина. В 1468 г. (по датировке Л.С. Семёнова) тверской купец отправился в торговую поездку  через  Персию  в  индийское  государство  Бахмани  и  оставил  путевые заметки – первое русское произведение, описывающее торговое путешествие. На обратном пути посетил африканский берег (Сомали), Маскат и Турцию. Стал первым европейцем, достигшим Индии в XV в.

Еще за десять лет до похода князя Игоря на половцев отважные русские люди участвовали в дальних плаваньях к берегам синего Каспия. Восточные историки отметили в своих летописях такое событие: флотилия из семидесяти русских кораблей билась с воинами владетеля области Ширван. Область Ширван лежала на юго-западном берегу Хвалынского, — по нашему Каспийского — моря, на землях современного нам Азербайджана. Морская битва эта произошла в 1175 году, в то время, когда Суздальской страной правил Всеволод Третий.

Волга была издавна дорогой в страны Востока. Она впадала в Хвалынское море, а за Хвалынским морем лежали далекие и сказочные страны. Область Ширван была порогом к этим странам, важным торговым пунктом на путях в Персию и загадочную Индию.

Когда московский престол занял умный и деятельный Иван Третий, он понял всю выгоду связей с областью Ширван. И поэтому, когда в 1466 году владетель Ширвана, Фаррух Иесар, носивший титул ширваншаха, послал в Москву своих дипломатов, Иван III сразу же решил отправить на берега Каспия московское ответное посольство. Московским послом был назначен Василий Папин; он руководил всей поездкой русских во владения Фаррух Иесара. С Василием Папиным, кроме дипломатов, в Ширван поехали и русские купцы и в числе их — тверитянин Афанасий Никитин. Он снарядил в Твери за свой счет два корабля и пустился вниз по Волге.

Приключения его начались уже на берегах Волги. На пути в Дербент, возле теперешней Астрахани, на корабли Никитина напали татары. Затем племена дагестанского берега, напав на посольство, не пощадили не только имущество, но и людей, взяв с собою русских пленных. Их спасло только заступничество всесильного ширваншаха Фаррух Иесара. Но Фаррух Иесар оказался вероломным. Когда русские любовались Шемахой, осматривали ее торжища, пользовались гостеприимством ширванцев, — ширваишах неожиданно отказал русским в посылке воинов для охраны русских на обратном пути в Москву.

Так или иначе, русское посольство и торговые люди оказались в безвыходном положении. Многие из купцов, отправляясь с посольством, вяли в России товары в кредит, надеясь каспийскими операциями оправдать свои дела. Те, кто побогаче — «у кого есть что на Руси», по выражению Никитина, — пошли на Русь, менее состоятельные и залезшие на Руси в долги — пошли туда, «куда очи понесли». И хотя Никитин попал в число банкротов, он пошел не туда, куда глаза глядят.

Он пошел в Индию...

Его путь лежал через Баку — город вечных огней. В пыльных городах Персии он записывает персидские слова и жадно расспрашивает торговцев о путях в Индию. Зимой 1467 года и весной следующего года Никитин идет через Персию к берегам заветного залива. Русский отважный путник, один среди незнакомых народов, не зная ещё хорошо ни языка, ни обычаев, направляет свой путь к просторам Индийского океана. Он шёл пешком, затем переправился на остров Ормуз, в корабельную гавань. Отсюда отправился в Индию и странствовал по ней до 1472 года. Он подвергался невероятным лишениям и бедствиям. Несколько раз ему грозила смерть.

Первый русский человек в Индии не был завоевателем. У него не было пушек, кораблей, воинов и знамени. В его руках был дорожный посох и, может быть, чашка факира, куда клали подаяние смуглые, и такие же нищие люди, как и он сам. Продвигаясь постепенно вглубь страны, он подолгу жил среди индусов, изучал их быт. Он носил с собой дневник, занося в него всё, что он считал нужным. Он писал о поклоняющихся Будде в священном городе Парвате, об индийских торговцах, о змеях, обезьянах, о сокровищах алмазных копей, о жилищах и быте индусов.

Афанасий Никитин лишился имущества. Оборванный и голодный он брел по горячим дорогам Индии, забыв, что ещё недавно был тверским купцом, приторговывавшим шерсть и кожи у татар. Он научился говорить на языке индусов. Никитин узнал от них о богатой гавани Каликут на малабарском берегу Индии, о цветущем острове Цейлоне, об Индо-Китае, о побережьях китайской страны.

Так совершалось рождение ученого XV века. Простой русский человек, охваченный не только жаждой знания, но и стремлением передать полученные знания родине, захотел вернуться на Русь не с пустыми руками. Поэтому он терпеливо и последовательно вёл свой дневник, несмотря на все лишения и муки скитальческой жизни. Самое удивительное в героической эпопее Никитина то, что этот мужественный русский человек, потеряв всё, вытерпев все лишения, муки, закинутый за тридевять земель, — не погиб в джунглях Индии и в пустынях Персии. Он вернулся в Персию и через Турцию, Трапезунд и Литву почти достиг рубежа России.

Осенью 1472 года Афанасий Никитин увидел кровли древнего русского Смоленска. Но Смоленск в то время уже 68 лет как был предательски захвачен Литвой. Старый русский город был в чужеземном полоне. И здесь, в один из сумрачных осенних дней индийский странник, тверитянин Афанасий Никитин навеки закрыл глаза.

Знаменитый дневник, который Никитин хотел обработать дома в Твери, остался незаконченным. Через три года, в 1475 году русской летописи «Софийский Временник» рукой заботливого историографа был навеки записан текст дневника Никитина. «Написание Офонаса Тверитянина купца, что был в Индеи четыре года, а ходил, сказывают с Василием Папиным»...

Чтобы понять все величие подвига, выполненного простым и отважным русским путешественником, следует сопоставить с «хождением» Афанасия Никитина путешествие по Индии венецианского купца Николо Конти, в том же XV веке.

Как это показали исследования позднейших ученых, Николо Конти не смог рассказать миру об Индии так, как это сделал тверитянин Афанасий Никитин. А ведь Николо Конти был образованнейшим человеком своего времени! Исследователи записок Конти объясняют превосходство дневника Афанасия Никитина тем, что Конти, европейски образованный человек, слишком полагался на книжные знания. Без достаточной критики восприняв все старые рассказы об Индии и Персии, Конти приводил их, так сказать, «на веру». А Афанасий Никитин писал лишь о том, что он сам видел и слышал в Индии. Он писал об Индии так, как мог бы писать о Гостином дворе в Твери —без прикрас, без всяких ссылок на сомнительные авторитеты, как это делал Конти. Поэтому мужественные записки Афанасия Никитина можно поставить в сокровищнице мировой культуры только рядом с дневником Васко де Гама. Несмотря на все перенесенные испытания, Афанасий Никитин остался самим собой. Ему её пришлось менять, убеждений и приспосабливаться, как это сделал Конти, принявший в Египте ислам, а потом каявшийся в этом папе.

Афанасий Никитин — тверской житель, человек, лишившийся всего, кроме посоха нищего и свитка учёного, забывший о всяких личных выгодах, шёл по дебрям незнакомой страны, открывая её для мира, дружа с племенами Индии.

Афанасий Никитин — достойный предок великих русских открывателей и исследователей. У Дежнёва, Седова, Пржевальского, Северцева, Федченко, Миклухи-Маклая были такое же упорство, такая же воля, такое же стремление к победе, как у безвестного «Офонаса тверитянина», одного из первых замечательных русских путешественников.

Читать аннотацию полностью Скрыть аннотацию

Материалы коллекции

Сортировать
По релевантности
По названию (от А до Я)
По названию (от Я до А)
По автору (от А до Я)
По автору (от Я до А)
По дате издания (по возрастанию)
По дате издания (по убыванию)

Афанасий Никитин

Виташевская Мария Николаевна

В полном объеме текст документа доступен в электронных читальных залах библиотек-участников НЭБ. Для просмотра необходимо авторизоваться на сайте.

Предыстория Великого шелкового пути

Кузьмина Елена Ефимовна

В полном объеме текст документа доступен в электронных читальных залах библиотек-участников НЭБ. Для просмотра необходимо авторизоваться на сайте.

Великие русские первооткрыватели и их путешествия

В полном объеме текст документа доступен в электронных читальных залах библиотек-участников НЭБ. Для просмотра необходимо авторизоваться на сайте.

"Хождение за три моря" Афанасия Никитина

В полном объеме текст документа доступен в электронных читальных залах библиотек-участников НЭБ. Для просмотра необходимо авторизоваться на сайте.

Входит в состав: Литература Древней Руси

"Хождение за три моря" Афанасия Никитина как литературный памятник

Трубецкой Николай

В полном объеме текст документа доступен в электронных читальных залах библиотек-участников НЭБ. Для просмотра необходимо авторизоваться на сайте.

Входит в состав: Семиотика

Странствия Афанасия Никитина

Виташевская Мария Николаевна

В полном объеме текст документа доступен в электронных читальных залах библиотек-участников НЭБ