Версия для слепых

Журнал «Вестник военного и морского духовенства» (1890 - 1917)

4 материала в коллекции
Показать все
Журнал «Вестник военного и морского духовенства»  (1890 - 1917)

К моменту издания журнала у военного духовенства назрела необходимость создания собственного печатного органа, освещающего задачи, характерные для военных священников. Особенно остро встал вопрос о создании печатного органа в связи с вступлением в силу в 1874 г. закона о всеобщей повинности. По этому закону военная служба становилась всесословной. Молодые люди высших сословий и с высшим образованием должны были пройти военную службу наряду с простым крестьянином. И срок службы сокращался с 25 до 5 лет. Так же предусматривался меньший срок службы для лиц, получивших образование. Родители стали отдавать своих детей в разные учебные заведения, так как были заинтересованы в их обучении. И в самой армии были созданы условия для получения образования, а потому требования к полковым священникам стали сложнее и многочисленнее. Но далеко не во всех полках были библиотеки. А там где были, не факт, что в них находились книги религиозного содержания.

Любому священнику и молодому, и умудрённому опытом необходимо самообразование и общение с другими пастырями, что не всегда возможно. В этом случае самым лучшим для обмена мыслей, для взаимной поддержки и руководства может служить особый печатный орган для всего военного духовенства, по примеру епархиальных ведомостей, существующих почти во всех епархиях. В этом органе каждый может публично высказать свои мнения по тому или по другому вопросу, предложить совет, осветить многие стороны быта военного духовенства и его паствы и особенно религиозно- нравственные нужды и потребности последней. Также журнал призван был освятить деятельность священства в армии. Толчком к этому послужили упрёки и обвинения в бездеятельности священников со стороны светских изданий во время Русско-турецкой войны 1877-1878гг. Причиной тому послужило то, что в печать попадали только выдающиеся случаи, которых не так много в общем потоке событий. Эта же малоизвестность жизни и деятельности военного духовенства нередко подавала повод к необоснованным нареканиям на него. Например, «Домашняя беседа» заподозрила всё военное духовенство, находившееся в действующей армии в последнюю войну (1877 – 1878гг.), «в лени и нравственной импотенции» только потому, что о его деятельности ничего не говорили». Кроме того, не всегда возможно священнику своевременно узнать о распоряжениях и постановлениях священноначалия по военному ведомству. В журнале печатались все указы и постановления, касающиеся военного духовенства. И тем самым через «Вестник военного духовенства» все указы, постановления и распоряжения доводились до сведения священников на местах.

До «Вестника военного духовенства» печатным органом, освещающим деятельность духовенства, была « Справочная книжка для армейского и флотского духовенства», выходящая раз в году с 1881 по 1884 гг. Её издавал Совет Общества попечения о бедных армейского и флотского ведомств под редакцией бывшего председателя этого общества Б.А. Милютина. Издание давало возможность членам общества следить за деятельностью общества попечения о бедных армейского духовенства, за распоряжениями по военному ведомству, касающимся жизни и деятельности военного духовенства, и предполагалось за счет издания книжки сократить расходы по печатанию отчётов общества. Несоответствие издания требованию подписчиков привело к закрытию. И комиссия, утверждённая советом, нашла более целесообразным вместо «Справочной книжки» выпустить журнал с программой, сходной с епархиальными ведомостями. Но этот замысел совета общества попечения о бедных, одобренный главным священником армии и флотов П.Е. Покровским, не был осуществлен. Лишь 19 января 1889г. на общем собрании С.-Петербургского и окрестного духовенства Главный священник протоиерей Александр Алексеевич Желобовский «изволил выразить своё настоятельное желание, чтобы ранее проектированный журнал для военного духовенства получил своё осуществление». Комиссия, избранная из представителей военного духовенства, своевременно выяснила насущную необходимость такого органа». В первом номере Главный священник протоиерей А. А. Желобовский обращается к священству и кратко обрисовывает замысел выпуска данного журнала «для взаимного братского общения, обмена мыслей, заявления нужд, разъяснения недоумений и сомнений, облегчения дела преподавания Закона Божия в школах, успешного церковного проповедничества и внебогослужебного собеседования, для знакомства с историей полковых церквей и деятельностью замечательных военных пастырей, для увековечения памяти доблестных героев – христолюбивых воинов, для процветания общества вспоможения бедным армейского духовенства и для многих других благих целей. Нам, военным священникам, разбросанным по всем концам России, необходимо иметь свой печатный орган. Нужда в нём и польза от него несомненны… …будет издаваться. «Вестник военного духовенства»: два выпуска в месяц, не менее двух листов каждый, с платою трёх рублей в год…». «Вестник военного духовенства» вышел в свет 1 января 1890года на одинаковых с епархиальными ведомостями основаниях. В 1911 году был переименован в «Вестник военного и морского духовенства» и издавался до июня 1917 года. С 25 июля по 25 декабря 1917 года журнал выходил в Киеве под названием: «Церковно-общественная мысль» благодаря усилиям и под редакцией протопресвитера Шавельского Г. И.. После чего издание полностью прекратилось.

В 2005 г. Синодальным отделом Московского Патриархата по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями возобновлён выпуск журнала.

Структура журнала

По замыслу создателей, журнал был основан для решения целого ряда задач. Он был призван своевременно доводить до сведения военных священнослужителей указы военного и церковного начальства, освящать деятельность военного духовенства, помогать в решении затруднительных вопросов, отражать деятельность «Общества попечения о бедных военного духовенства», помогать в преподавании закона Божия, знакомить с историей полковых церквей и деятельностью замечательных военных пастырей, и просто для братского общения и обмена мыслями».

Для удобства поиска интересующих статей «Вестник военного духовенства» был разделён на две части: официальную, включающую в себя указы постановления и распоряжения, издаваемые официальной властью, и часть неофициальную, куда фактически входило все остальное.

Официальная часть состояла из:

1). Императорских повелений, относящихся к военному духовенству. Здесь находились и постановления Святейшего Синода, подписанные августейшей особой, и отзывы после посещения императором мест, имеющих отношение к военному духовенству (военные части, тюрьмы, госпиталя), и представления к наградам.

2). Постановлений и распоряжений Святейшего Синода, касающиеся ведомства военного и морского духовенства, включающие в себя различные награды и взыскания.

3). Распоряжений военного и морского начальства, относящихся к военному и флотскому духовенству: приказы о говении, приказы, направленные на обеспечение проведения церковных праздников, благодарности священникам.

4). Распоряжений протопресвитера военного и морского духовенства, которые были в основном административного характера и включали в себя: назначения и увольнения священников, решение финансовых вопросов (кружечные сборы, устройство свечного заводика), указ о предоставлении каждым священником в канцелярию протопресвитера ежегодно двух проповедей, взыскания и поощрения.

5). Сообщений о пожертвованиях, с указанием имени жертвователей, сумм и целей данного пожертвования.

В неофициальную часть входили следующие материалы:

1). Слова и речи, произнесённые военными священнослужителями на полковых праздниках, или признанные полезными для произнесения.

2). Статьи, освящающие деятельность братских собраний, обзорные поездки протопресвитера, годовые обзоры статей, напечатанных в журнале.

3). Статьи и заметки по богословским, каноническим, церковно- историческим и богослужебным вопросам.

4). Историко-статические сведения о постоянных, походных, лагерных и флотских церквях военно-морского ведомства.

5). Описания особенных духовных торжеств, проводимых в военных церквях.

6). Замечательные случаи из жизни и деятельности военного духовенства.

7). Недоуменные вопросы и случаи из практики военного духовенства.

8). Записки, заметки и воспоминания об отличившихся на войнах полковых священниках и вообще о героях-воинах (поучительные назидательные в религиозно-нравственном и верноподданнически-патриотическом отношениях).

9). Сведения о духовно просветительной миссионерской и учительской деятельности военного духовенства (сведения о внебогослужебных беседах, присоединении иноверцев и сектантов к православию, о школах и библиотеках при церкви).

10). Лучшие проповеди и внебогослужебные беседы военных священников.

11). Библиографические справочные и журнальные заметки и указания, полезные для военного духовенства.

12). Отчёты «Общества попечения о бедных военного духовенства» (изначально предполагалось помещать их в официальной части).

13). Некрологи.

14) Рекламные объявления (наряду с рекламой книг, брошюр и журналов рекламировалась трава эфедра).

Из перечисленных материалов, постоянными были проповеди и внебогослужебные беседы. Остальные материалы печатались по мере поступления или менее важные (по мнению редакции) уступали место более важным.

Анализ издательской деятельности

Перед началом изучения деятельности военного духовенства, по материалам журнала «Вестник военного духовенства», нужно провести анализ источника информации, что даст возможность определить степень достоверности. Для этого необходимо установить: кто является основателем журнала, кто руководил, чьи интересы представлялись в журнале и какие задачи возлагались на редакцию, кто являлись корреспондентами, выявить, какие публикации были типовыми для журнала, а какие – особенными.

Вопрос о необходимости создания печатного органа неоднократно поднимался в руководящей среде военного духовенства, и даже выпускалась «Справочная книга для армейского и флотского духовенства», просуществовавшая четыре года с1881 по 1884 год. Но окончательно вопрос решился при главном священнике гвардии, гренадёре армии и флотов Желобовском А.А. Девятнадцатого января 1889 года на братском собрании А.А. Желобовский выступил с «настоятельным желанием» создать журнал.

Была создана комиссия из представителей военного духовенства, которая выясняла «крайнюю необходимость» создания журнала или газеты для военных священнослужителей. Затем по ходатайству главного священника гвардии, гренадёр, армии и флотов Святейший Синод определением от 15 – 22 ноября 1889 года разрешил издавать «…с 1-го января 1890 г. периодический журнал под заглавием «Вестник военного духовенства». Отсюда видно, что создателем журнала является Желобовский А.А. Это подтверждает «Полный православный богословский энциклопедический словарь».

Для удачного становления любого дела необходим заинтересованный человек, который будет внедрять в жизнь поставленную задачу. Таким заинтересованным человеком был отец протопресвитер. С ним работала команда единомышленников, понимающих важность и значение журнала для военных священников. Точно известно, что первые 11 месяцев издания все сотрудники работали бесплатно. Однако расходы на издание сильно превышали сумму подписной оплаты. И А.А. Желобовский, чтобы поддержать предпринятое им дело, покрывал расходы из собственных сбережений. На братском собрании военных пастырей, состоявшемся 2-го октября 1890 года, священники военного ведомства, присутствующие на собрании, подняли вопрос об увеличении подписной платы за журнал. Это предложение было продиктовано желанием священников снять материальное бремя со своего пастыреначальника. Протопресвитер решительно отклонил данное предложение. Протоиерей Григорий Фалютинский со страниц вестника предложил способ решения данной проблемы через увеличение тиража. Он обратился к собратьям-священникам с просьбой поддержать протопресвитера и приобрести журнал не только для себя, но и для церковной библиотеки. А также показать журнал в среде господ офицеров, среди которых, может, найдутся любители подобного чтения и приобретут журнал для офицерской библиотеки.

Редактором «Вестника военного духовенства» был священник Иоанн Хрисанфович Таранец 1850 года рождения. После окончания семинарии до 1882 года он был клириком Таврической епархии, затем в 1882 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, с 1887 года стал священником Санкт-Петербургской епархии. В 1889 году назначен редактором «Вестника военного духовенства» и прикомандирован к церкви лейб-гвардии саперного батальона, одновременно являясь законоучителем второй Санкт-Петербургской прогимназии, а с 1890 года приписан к церкви офицерской кавалерийской школы.

Редактор вестника находился в непосредственном подчинении протопресвитеру армии и флотов А.А. Желобовскому. И, более того, в отчёте о братском собрании военного духовенства говорится, что А.А. Желобовский лично просматривал журнальную корреспонденцию, приходившую на адрес его канцелярии. «На начальнике нашем лежит много хлопот и трудов по предварительному рассмотрению и выбору статей для напечатания из всего материала, присылаемого в его канцелярию, так что ни одной рукописной статьи, беседы или поучения не было в нашем органе без предварительного прочтения и исправления им самим (протопресвитером)». Возникает вопрос о возможном преувеличении, так как отец протопресвитер, начиная с 1889 года совершал обзорные поездки и ежегодно прибывал за пределами Санкт-Петербурга более месяца. Но с другой стороны вполне возможно, что рассматриваемое утверждение объективно, поскольку материалы, как правило печатались, с задержкой на месяц и более. Одно можно сказать совершенно точно, что А.А. Желобовский полностью контролировал издание журнала.

Издательская редакция журнала находилась при канцелярии протопресвитера, о чём свидетельствуют историк Нечаева М. Ю. в работе «Христианская периодика России конца XVIII–XX вв.» и титульные страницы «Вестника». На адрес канцелярии приходила вся корреспонденция, различные объявления, через канцелярию проходила подписка на журнал и можно было приобрести сброшюрованную годовую подшивку журналов за предыдущие годы. С переездом канцелярии протопресвитера в 1893 году поменяла адрес и редакция. В редакции выпускался не только журнал, но и брошюры для библиотек. Правда, первый опыт был не совсем удачный. В 1892 году по устным и письменным просьбам военных священников была напечатана брошюра с проповедями, о чём сообщалось в 15 номере журнала. А в первом номере за 1893 год редактор жалуется: «Редакцией, в виде опыта, было сделано несколько тысяч оттисков таких брошюр и листов. И вот лежат эти листы и брошюры почти полностью, безмолвно свидетельствуя,… как бы вы думали, о чём!?…».

В том же здании, где располагалась канцелярия протопресвитера, находилось духовное правление военного духовенства. Правление состояло из трёх штатных членов: прот. Григорий Словцов, прот. Тимофей Дивов, прот. Григорий Фалютинский и двух внештатных: прот Иоанн Философов, прот. Александр Соколов. Статьи всех членов правления встречаются на страницах журнала. Помимо членов правления активными корреспондентами были военные священники из Санкт-Петербурга и его окрестностей. Также постоянно в редакцию шли письма с мест служения священников, разбросанных по всей стране. Почти вся отобранная корреспонденция печаталась в неофициальной части журнала, в официальную часть попадали письма, используемые протопресвитером в постановлениях, и приказы офицеров, выражающие благодарность священнику по какому- либо случаю. Рассмотрим, откуда были авторы и какие статьи печатались в неофициальной части.

Поток корреспонденции был огромным, наряду с письмами, написанными по зову сердца или из чувства долга, каждый военный священник был обязан в течение года прислать в канцелярию Желобовского А.А. две проповеди или две внебогослужебные беседы (согласно распоряжению протопресвитера). Невыполнение данного распоряжения рассматривалось как нерадение к пастырскому служению, так как учительство, проповедничество – одна из самых важных обязанностей пастыря.

В журнале также печатались статьи обывателей и офицеров из высшего командного состава. Встречались и анонимные статьи, авторы были, конечно, известны, но по определенным соображениям редакции выходили в свет без подписи. Обывательские статьи были напечатаны в количестве 5-ти, что соответствовало количеству авторов. Из офицерского состава в журнале печатались 28 человек, из них 14 в неофициальной части и 14 в официальной. У господ офицеров количество статей почти совпадало с количеством печатающихся корреспондентов. Лишь один ротмистр Д.Я. Дашков печатался дважды, в 1890 и 1894 годах, обе статьи были посвящены внебогослужебным беседам с демонстрацией туманных картин.

Иначе дело обстояло в среде военных священников, печатающихся в вестнике:

на 28 Свящ. из Санкт-Петербурга приходилось – 112 статьи
на 11 Свящ. из ближайших окрестностей Санкт-Петербурга – 54 статьи
на 172 Свящ. из отдалённых мест несения служения – 254 статьи
Многие военные священники из Санкт-Петербурга и ближайших окрестностей состояли в непосредственном общении с протопресвитером и членами духовного правления военного духовенства. Часть из них была активными корреспондентами вестника. Об этом свидетельствуют отчёты о братских собраниях священников военного духовенства. Наиболее печатаемые из них в первые пять лет издания были следующие:

из Санкт-Петербурга:

прот. Григорий Фалютинский – 20 статей
прот. Тимофей Дивов – 18 статей
прот. Дмитрий Никитин – 15 статей
прот. А. Ставровский – 13 статей
иер. Фёлор. Боголюбов – 7 статей
иер. Иаков Арсеньев – 6 статей
иер. Матвей Философов – 3 статьи
из окрестностей Санкт-Петербурга:

иер. Иоанн. Морев Кронштадт – 18 статей
иер. Григорий. Лапшин г. Ораниенбаум – 14 статей
иер. Иоанн. Флоринский г. Шлиссельбург – 12 статей

Из приведённой выше статистики видно, как соотносилось количество авторов (военных священников) с количеством напечатанных статей в зависимости от места пребывания священника. Можно сказать, что тон журнала задавали военные священники из Санкт-Петербурга и ближайших окрестностей. Но чтобы убедиться, рассмотрим, чему статьи посвящались, каких больше, каких меньше, какие были типичны, какие особые, кто писал их.

Разделим корреспонденцию на 5 групп.

1) Статьи военных священников из отдалённых от Санкт-Петербурга мест пребывания.

2) Статьи, написанные офицерами.

3) Статьи, написанные обывателями (без указания имени).

4) Статьи военных священников из Санкт-Петербурга и окрестностей.

5) Анонимные статьи.

Несколько особняком стоят отчёты общества попечения о бедных военного духовенства. Они были двух видов: один – освещал, какие вопросы обсуждались на собраниях общества попечения о бедных военного духовенства, другой — движение денежных сумм (от кого и сколько поступило и на что сколько потратили).

1) Статьи военных священников из отдалённых от Санкт-Петербурга мест пребывания.

Среди корреспонденции, приходящей из отдалённых от Санкт-Петербурга мест пребывания священников, первыми (по количеству печатаемых статей) были проповеди и внебогослужебные беседы. Они затрагивали следующие темы: церковных и государственных праздников; нравственности; порядка приема новобранцев в полк; патриотизма, служения Царю и Отечеству; поведения накануне исповеди и причастия; о пользе грамоты; и т. д. Проповеди и беседы обязательно присутствовали в каждом номере.

Остальные статьи могли чередоваться в зависимости от поступления и важности.

Второе место по количеству занимали объявления о смерти и речи по этому поводу. Далее шли речи по случаю всевозможных торжеств и событий, слово перед выходом на учения. Различные известия, открытие школ при военных церквах и слово на их открытии (как правило, писалось одним священником). Закладка храма, освящение храма или колокольни, отзывы на поездку протопресвитера.

Несколько статей посвящались библиотекам при храмах, одна из них-«Мысли о библиотеках» священника 15 гренадерского Тифлисского полка А. Алексеева из урочища Лодехи, сообщала, как лучше их устроить.

Напечатаны две статьи, в которых высказывалось желание проводить братские собрания на местах. Ряд. статей посвящались библиотекам при храмах, печаталась речь протоиерея из Крыма, произнесённая на братском собрании, рассказы в рубрике «из воспоминаний священника. Из Владивостока пришло описание местности, климата, обычаев, цен, кто живёт, работает, сколько священников приходских, военных, сообщалось о намерении постройки храма.

Несколько статей: полемика авторов учебников по закону Божьему с прот. Дивовым, который их критиковал.

Записи морского священника из кругосветки. Много статей о церковном пении.

По данным материалам сложно представить, как велась работа и что происходило на местах. Информация о состоянии дел собирается в основном из обрывочных сведений, встречающихся в проповедях и речах, произнесённых на торжествах. По проповедям можно судить, к чему призывали и как говорили священники, но объективность их, конечно, не стопроцентная (печатались наилучшие проповеди с точки зрения протопресвитера). Обширная информация поступила от корабельного священника В. Гиганова после возвращения из кругосветного похода, но он высказывает своё субъективное, несколько либеральное мнение. Из остальных статей складывается впечатление, что основной заботой было церковное благолепие: постройка и украшение храмов, церковное пение, чинность богослужений.

2) Статьи, написанные офицерами.

Напечатанная корреспонденция, приходящая от господ офицеров, занимает незначительное место. Почти половина печатаемого материала (14 статей) в официальной части. Это приказы по военной части со словами похвалы по случаю юбилея полкового священника или слова сожаления по случаю перевода военного пастыря на другое место несения службы.

Другие 15 статей напечатаны по разным поводам. Это воззвание о пожертвовании на строительство церкви офицерами из г. Карса. Рассказ, как на пожертвования офицеров и частных лиц сооружена церковь в г.Самаре. О необходимости введения штатного священника в полковой артиллерии. О солдатском быте пишет штабс-капитан Ян Карпов. Подпоручик Розов написал, как торжественно провожали в отставку сверхсрочника фельдфебеля. О чествовании священника. Капитан генерального штаба Николаев поднимает проблему оторванности священника от офицерской среды. Слова по случаю дара иконы – крепость Кронштадт.

Капитан Гончаров в письме с Кавказа рассказывает о захоронении и установке памятника на месте кровавого побоища русских с чеченцами, произошедшего в 1845 году у селения Дарго, на горе Ахмет-Израу. На этом торжественном событии присутствовали бывшие противники, чеченцы и русские воины. И самое ценное, 2 статьи Ротмистра Дашкова о проведении внебогослужебных бесед с использованием туманного фонаря. Он рассказывает, как проводить беседы и даёт советы на какие темы вести беседы, сколько времени и где их проводить, описывает устройство волшебного фонаря.

Тематика разнообразна, но статьи можно сравнить с парадным рапортом по какому-то случаю. Выделяются статьи ротмистра Д.Я. Дашкова и штабс-капитана Корпова, капитана Гончарова, капитана Николаева. Они или поднимают некие проблемы или дают интересную информацию.

3) Статьи, написанные обывателями (без указания имени).

Статьи обывателей самая малочисленная группа. Одна статья жителя Кронштадта о необходимости постройки церкви. Другая принадлежит очевидцу торжества в военной церкви г. Павловска. Третья — о церковном хоре кубанского полка. Медик делился мыслями о влиянии Русской Церкви на смягчение законов и что у католиков и протестантов это влияние иное. Статьи показывают положительные стороны служения военного священника, но взглядом со стороны.

4) Статьи военных священников из Санкт-Петербурга и окрестностей.

Примерно 2/5 статей, напечатанных в неофициальной части журнала принадлежали перу военных священников близких к отцу протопресвитеру. В «Вестнике» печатали много проповедей и бесед военные священники из Петербурга и его окрестностей. Печатались речи настоятелей и священников соборов, произнесённые по разным случаям. Статьи, разъясняющие правильность православной веры и направленные против сектантов, некрологи и речи перед отпеванием.

В целом военные священники из Санкт-Петербурга и окрестностей печатались в тех же разделах, что и священники с мест, затрагивая ту же тематику. Но были и следующие особые статьи: описания соборов, их история, внешний и внутренний вид, кто служил и служит в настоящее время. Протоиерей Г. Фалютинский описывал, как проходили братские собрания, описание одного иногда печаталось в нескольких номерах. Протоиерей Дивов Т. активно обсуждал способы преподавания Закона Божия, критиковал имеющиеся учебники, вёл полемику с авторами. Печатали немного странные статьи протоиерея И. Флоринского из г. Шлиссельбурга, они интересны с точки зрения изучения быта того времени, но часто не понятно, что хотел сказать автор.

5) Анонимные статьи.

Последняя группа статей — анонимная. Это — обзоры напечатанного в предыдущий год, отчёты о ревизионных поездках протопресвитера, обзоры и отчёты были объёмны и печатались в нескольких номерах. Их писали люди из ближайшего окружения протопресвитера. Ещё здесь же печатали обличительные и критические статьи или верноподданнически-похвальные. Анонимная группа статей наиболее интересна и содержит разнообразную информацию.

Статьи, напечатанные в журнале, разделим на две группы — типичные и особенные.

Типичные публикации:

Проповеди и внебогослужебные беседы.
Отчёты о проведении братских собраний.
Отчёты по обзорным поездкам протопресвитера.
Отчёты общества попечения о бедных военного духовенства.
Речи по случаю всевозможных торжеств и событий.
Различные известия.
Открытие школ при военных церквах и слово на их открытии.
Закладка храма, освящение храма или колокольни.
Статьи о библиотекам при храмах.
Полемика по преподаванию Закона Божия.
О церковном пении.
Воззвание о пожертвовании на строительство церкви.
Рассказы, на чьи пожертвования и что сделали.
Описания подвигов солдат и священников на минувших войнах.
Некрологи и речи перед отпеванием.
Описания соборов.
Нетипичные публикации:
Описание местности и обычаев (Владивосток).
Описание жизни морского священника во время похода, две статьи.
О сестрах милосердия.
Критические статьи в адрес нерадивых священников (не военных).
Критическая статья в адрес высшего офицерского состава (перепечатана из Церковного вестника №46 за 1889 год).
Несколько своеобразных статей одного протоиерея (передающих атмосферу того времени, но не понятна цель помещения в журнал).

Нетипичные публикации можно объяснить следующим образом. Своеобразные статьи печатали как литературное творчество протоиерея, несшего службу поблизости от Санкт-Петербурга. Описание жизни во Владивостоке являлось интересным, познавательным материалом. Рассказ о сёстрах милосердия полезен с назидательной точки зрения. Почему слабо освящались проблемы флотского духовенства, сказать сложно. Но направленность двух больших статей, посвящённых жизни флотского белого священника, вполне понятна. В 1892 году был поставлен вопрос о замене на флоте священников монахов на белых. И причины, по которым был поставлен этот вопрос чётко вырисовывались в этом материале. Есть перепечатанная критическая статья в адрес высшего офицерского состава. Критика высших офицерских чинов кем-то из военных священников была невозможна, так как отношения между священниками и офицерами и так были не простыми. При выпуске журнала ставился ряд задач. Одна из них: «рассеять не совсем светлый и лестный взгляд большинства на военное духовенство». Это объясняет, почему в журнале был статьи, критикующие священников, но не было статей, посвящённых критике именно военного духовенства. Встречается материал, где критика может относится как к простому священнику, так и к военному. Но данный факт не означает, что нестроения в среде военного духовенства не обсуждались на страницах журнала. Дисциплинарные и религиозно-нравственные проблемы обсуждались на братских собраниях, а затем, наряду с прочими вопросами, печатались в отчётах о братских собраниях. Так же критика военных священников встречается в отчётах по обзорным поездкам протопресвитера.

Подводя итоги можно сказать, что основателем и руководителем журнала был протопресвитер армии и флотов А.А. Желобовский. Журнал «Вестник военного духовенства» был органом, целиком и полностью служившим выражению и удовлетворению интересов военного духовенства.

В журнале безоговорочно можно доверять напечатанным указам, распоряжениям и постановлениям. Остальной материал заслуживает доверия, но с поправкой на то, что он отражает взгляд руководства военного духовенства. По материалам журнала можно понять те направления в работе военного духовенства, которые пытался внедрить в жизнь протопресвитер со своим окружением. Но насколько это получалось на местах судить сложно.

Автор статьи: Даниил АКИМОВ

Источник: Победа - Сайт Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами

Читать аннотацию полностью Скрыть аннотацию

Материалы коллекции

Сортировать
По релевантности
По названию (от А до Я)
По названию (от Я до А)
По автору (от А до Я)
По автору (от Я до А)
По дате издания (по возрастанию)
По дате издания (по убыванию)
Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией, перейдите по ссылке .