Купеческий сын, едва выучившись читать, не выходил из семейной библиотеки: «От сказок, от всякой “чертовщины” меня усердно оберегали. Зато об идеях Дарвина и о принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножению». И всё же в перерывах между первыми научными опытами он ещё до школы написал первую комедию — «Лягушка». Позже, в гимназии, издавал с другими книголюбами сначала рукописный журнал «Начало», а потом — уже в качестве редактора — «Листок V класса», в котором увлёкся критикой порядков настолько, что пришлось перейти в другую гимназию.
Дебютировав в 13 лет на страницах журнала «Русский спорт»[1], по дороге на уроки он «обдумывал новые произведения» в стихах и прозе.
Юность встретил, осознавая себя основоположником русского символизма, о чём сообщил в письме Полю Верлену[2]. В университете сделал упор на иностранные языки, потому что, во-первых, хотел читать зарубежных авторов в оригинале, а во-вторых, как он писал в дневнике, «если бы мне жить сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня».
Второкурсником опубликовал свой первый сборник «Chefs d’oeuvre»[3], предупредив, что название «никогда ...не означало “шедёвры моей поэзии”, потому что в будущем я напишу гораздо более значительные вещи (в 21 год позволительно давать обещания!)».
И действительно, уже в следующих двух книгах[4] появились урбанистические, научные, историко-мифологические мотивы.
Потом пришла любовь — Иоанна Рунт, молодая гувернантка сестёр поэта: «Как же писать теперь, если своё состояние я могу определить только словом “блаженство”?». Иоанна Рунт стала трепетной хранительницей трудов своего супруга.
Тем временем на «средах» у Брюсова собирались символисты, литературные дискуссии сменялись модными в ту пору спиритическими сеансами. Но вскоре в творчестве 1900-х к мифологическим и лирическим произведениям добавились новые темы — революционная и фронтовая.
Первую мировую Валерий Брюсов встретил военным корреспондентом «Русских ведомостей», вернулся с фронта «глубоко разочарованный войной, не имея уже ни малейшего желания видеть поле сражения». Среди неопубликованных стихотворений той поры есть весьма критические.
И всё же в эти годы сюжет занимал поэта гораздо меньше, нежели форма. Он погрузился в классические французские баллады, в поэтику александрийской школы, ему не было равных в искусстве импровизации. Венок сонетов[5] «Роковой ряд» он создал за считанные семь часов.
В 1915 году по заказу Московского армянского комитета взялся за подготовку антологии[6], которая вместила в себя полторы тысячи лет истории Армении. Уже после выхода сборника написал ряд статей об армянской культуре и книгу «Летопись исторических судеб армянского народа». Звание народного поэта Армении стало заслуженной наградой.
После революции Валерий Брюсов работал в Госиздате, помогал готовить первое издание «Большой советской энциклопедии»[7]. В 1921 году принял предложение наркома просвещения А. В. Луначарского и взялся за организацию Высшего литературно-художественного института, стал его ректором и профессором.
Пятидесятилетие встретил членом РКП(б)[8], отмеченным за заслуги «перед всей страной» Почётной грамотой «рабоче-крестьянского правительства».
Спустя год скончался от воспаления лёгких и упокоился на Новодевичьем кладбище в Москве.
В подборке Национальной электронной библиотеки издания Валерия Брюсова — поэта, прозаика, драматурга, переводчика и критика.
Таймлайн
1873
родился 13 декабря[1] в московской купеческой семье
1884
поступил во второй класс частной гимназии
1893
поступил на историко-филологический факультет Московского университета; написал письмо Полю Верлену; создал драму «Декаденты» («Конец столетия»)
1895
опубликовал свой первый сборник «Chefs d’oeuvre»
1897
выпустил второй сборник — «Это — я»; женился на Иоанне Рунт
1900
издал сборник стихотворений «Третья стража»
1901
участвовал в первом совместном[2] альманахе символистов «Северные цветы»
1903
выпустил книгу «Граду и миру»
1906
издал сборник «Венок»
1914
работал военным корреспондентом газеты «Русские ведомости»
1915
по заказу Московского армянского комитета готовил антологию национальной поэзии
1917–1920
руководил Комитетом по регистрации печати, работал в Госиздате, был председателем президиума Всероссийского союза поэтов
1921
стал членом Государственного учёного совета, профессором МГУ; организовал и возглавил Высший литературно-художественный институт
1924
умер от воспаления лёгких; похоронен на Новодевичьем кладбище
Цитаты
В гимназию не пошёл. Переписывал дифференциальное исчисление. Вычислял квадратуру круга.
«Дневники»
...Поэт должен, по возможности, стоять на уровне современного научного знания и в праве мечтать о читателе с таким же миросозерцанием. Было бы несправедливо, если бы поэзия навеки должна была ограничиться, с одной стороны, мотивами о любви и природе, с другой – гражданскими темами. Всё, что интересует и волнует современного человека, имеет право на отражении в поэзии.
«Дали»
Печатая свою книгу в наши дни, я не жду ей правильной оценки ни от критики ни от публики. Не современникам и даже не человечеству завещаю я эту книгу, а вечности и искусству.
«Chefs d'oeuvre»
Только глупость одностороння, а истину можно повернуть любой гранью!
«Огненный ангел»
Обложка: Михаил Врубель. Портрет Валерия Брюсова.
[1] Заметка в поддержку тотализатора на скачках
[2] Французский поэт-импрессионист
[3] Шедевры (фр.)
[4] «Это — я» и «Третья стража»
[5] Из 15 произведений
[6] Организовывал, переводил, редактировал, готовил к печати
[7] Первый том вышел уже после его смерти
[8] Вступил в 1920 г.
[1] 1 декабря по старому стилю
[2] Вместе с Д. Мережковским, З. Гиппиус, Ф. Сологубом