Анри Рене Альбер Ги де Мопассан, известнейший французский писатель, прожил короткую жизнь. Он умер за месяц до своего 43-летия. Вся его литературная карьера укладывается всего в полтора десятка лет, причем значительный период времени он избегал публикаций, оттачивая свой талант. Однако несмотря на всё это Мопассану удалось подняться на самую вершину литературного Олимпа.
Мопассан принадлежал к старинному дворянскому роду. Но Жюль де Мопассан, дед писателя, разорился и продал родовое поместье в Невиль-Шан-д'Уазель. Отцу, Гюставу де Мопассан, пришлось перебраться в Париж и устроится маклером на биржу. Гюстав женился на Лоре Ле Пуатвен. Вышедшая из семьи старых французских буржуа, она имела сосредоточенный и вдумчивый характер, который сильно отличал ее от легкомысленного мужа, слывшего щеголем и мотом.
5 августа 1850 года у Гюстава и Лоры родился сын, которого назвали Ги (фр. Guy). Местом рождения было поместье Миромениль, близ городка Дьепа (Нормандия).
Разница характеров и привычек родителей привела к их разводу, в то время у супругов родился второй сын, Эрве, а Ги исполнилось 5 лет. Лора поселилась с детьми на морском побережье в городе Этрета, где ей принадлежал дом. Ее короткое знакомство с писателем Флобером (брат Лоры был его близким другом) во многом определило будущность ее сына: Флобер стал литературным наставником Мопассана в первую пору его творчества. Образование Мопассан получил, учась сперва в духовной семинарии, затем в Руанском лицее. Лицей он окончил в 1869, получив звание бакалавра, и поступил на юридический факультет в Каннах.
Франко-прусская война оборвала обучение, Мопассан был призван в армию и отправился на фронт в звании рядового пехотинца. Война разрушила хрупкое благополучие семьи. Так и не закончив обучения, Мопассан должен был искать заработка. В течение шести лет (1872-1878 гг.) он служил в Морском министерстве, получая нищенское жалование, которого не хватало на самые насущные нужды. Положение осложнялось тем, что сослуживцам и начальству было известно, что Мопассан не любит службы в министерстве, а мечтает о литературной карьере. «Боюсь, как бы его таланты не отдалили его от административных работ», – писал его начальник в одной из характеристик. Свою службу в министерстве Мопассан называл «тюрьмой», поскольку она не приносила достаточных средств и мешала литературному труду: «В течение семи лет я писал стихи, писал повести, писал новеллы, написал даже отвратительную драму», – признавался писатель. «От пяти часов вечера и до десяти утра все ваше время должно быть посвящено музе», – наставлял Мопассана Флобер, – «для художника существует только один принцип – жертвовать всем для искусства».
В 1875 году Мопассан без ведома Флобера все же публикует под псевдонимом Жозеф Прюнье новеллу «Рука трупа». В следующем году Флобер разрешил Мопассану под псевдонимом Ги де Вальмон напечатать в журнале «Литературная республика» поэму «На берегу». В том же году в том же журнале и под тем же псевдонимом Мопассан публикует очерк о творчестве самого Флобера. Мопассану, которому не хватало министерского жалования, нужны были средства для жизни, и он, несмотря на запреты учителя, который не любил журналистику, время от времени публиковал свои очерки в разных изданиях. Сотрудничая в «Литературной республике», Мопассан обзавелся знакомствами с писателями Золя, Леоном Энником, Ж.-К. Гюисмансом, Анри Сеаром, Полем Алексисом, Октавом Мирбо, Гонкурами, Альфонсом Доде, И. Тэном, а также с И. С. Тургеневым, жившим в то время во Франции. В конце 70-х годов определился переход Мопассана от поэзии к прозе.
Мопассан очень любил греблю и лодочные прогулки по Сене. Рано встав, он отправлялся на реку, а утрудив мышцы греблей, шел в министерство, вечером после службы его снова видели на Сене. Свои речные впечатления он отразил в новеллах «Мушка», «Поездка за город», «На реке», «Иветта», «Подруга Поля», «Са-Ира», объединенные в цикл «Лодочные рассказы». В 1878 году Мопассану удалось найти другое место службы – Министерство народного образования. И в этом помог Флобер. Лишь когда Флобер признал его произведение достаточно зрелым и совершенным в стилистическом отношении, Мопассан выступил в печати.
1880 год стал годом рождения писателя Ги де Мопассана. Золя включил рассказ Мопассана «Пышка» в подготовляемый им сборник «Меданские вечера», в котором кроме Золя участвовали Алексис, Сеар, Энник, Гюисманс. «Пышка» сразу сделала Мопассана известным.
Этот рассказ до сих пор считается одним из лучших произведений Мопассана. В России в 1932 году по нему был снят одноименный немой фильм, в котором Михаил Ромм дебютировал в качестве режиссера.
Плакат. Пышка художественный фильм по Г. Мопассану ; режиссер М. Ромм : / худож. Пименов Г. И. - Москва : Рекламфильм ; Кинофотоиздат, 1935.
Наконец-то мечта Мопассана осуществилась, он оставляет работу в министерстве и начинает активную литературную деятельность. Он получает приглашение от газеты «Голуа», в которой печатает цикл очерков «Воскресные прогулки парижского буржуа». Осенью 1880 года Мопассан путешествует по Корсике, а в 1881 году совершает поездку в Алжир, чтобы быть свидетелем восстания населения этой страны против французских колонизаторов.
В течение следующих десяти-одиннадцати лет издаются три книги путевых очерков Мопассана, шестнадцать сборников рассказов, кроме того, он публикует статьи в периодической печати. Безрадостные впечатления от своей службы он описал в новеллах «В лоне семьи», «Воскресные прогулки парижского буржуа», «Наследство» и ряде других.
В мае 1880 года не стало Флобера. Мопассан глубоко переживал смерть учителя. Его пригласили в комиссию по созданию памятника Флоберу. В этой же комиссии участвует И. С. Тургенев, с которым Мопассан тесно сблизился и который сам уже тяжело болел.
Свою частную жизнь, полную любовных похождений, Мопассан тщательно скрывал от любопытной публики, возмущаясь просачивавшимися в печать слухами и сплетнями о нем. Мопассан всю жизнь оставался холостяком. Секреты, которые он тщательно хранил, поведал общественности его слуга, Франсуа Тассар, выпустив в 1911 году книгу «Воспоминания о Ги де Мопассане».
Мопассан ревностно оберегал свою свободу творчества, свободу суждений и оценок: «...я никогда не свяжу себя ни с какой политической партией, какова бы она ни была, ни с какой религией, сектой, школой; никогда не войду ни в одно общество, исповедующее какие-либо доктрины, не склонюсь ни перед какой догмой, ни перед какой выгодой, ни перед каким принципом и все это единственно из-за того, чтобы сохранить за собою право на свободу отрицательных оценок».
80-е годы, особенно первая половина, были самым плодотворным временем Мопассана. Все его значительные произведения – романы, новеллы, очерки – были опубликованы в этот период. С 1887 года намечается спад в творчестве, в этом году Мопассан издал только один сборник «Орля». И позже он также выпускает в год только по одной книге: «Избранник госпожи Гюссон», «С левой руки», «Бесполезная красота». На продуктивности Мопассана сказалось сильное напряжение предыдущего пятилетия, расшатавшее некогда крепкое здоровье. Из-за переутомления он страдает постоянными головными болями, а болезнь глаз все прогрессирует. Сказалась и плохая наследственность: мать писателя всю жизнь мучилась неврозами, а младший брат Эрве, сам будучи по профессии врачом, сошел с ума. Смерть брата, случившаяся в ноябре 1889, повергла писателя в отчаяние, он убеждается в невозможности поправить свое здоровье и ожидает такого же конца. Мопассан тяжело переживал утрату прежней работоспособности. Последние романы, особенно роман «Наше сердце», дались ему с большим трудом. Начатый в 1890 году роман «Анжелюс» так и остался незаконченным. Мопассан осилил только пятьдесят страниц: «В течение целого года я не мог написать больше ни строчки», – признавался он Огюсту Доршену, показывая рукопись.
В январе 1892 года, во время посещения матери в Каннах, у Мопассана случился нервный припадок, он, пытаясь покончить с собой, нанес себе глубокую рану в горло. Писателя удалось спасти. Его поместили в психиатрическую лечебницу близ Пасси. Поначалу сохранялась надежда на его выздоровление, но припадки, во время которых Мопассан впадал в бред, повторялись все чаще, и наконец, он перестал приходить в сознание.
Умер Мопассан 6 июля 1893 года. Врачи диагностировали прогрессивный паралич мозга.
Мопассан был погребен на кладбище Монпарнас в Париже. В 1897 г. в Париже был установлен памятник Мопассану в парке Монсо работы скульптора Рауля Верле.
При подготовке статьи использовались материалы:
Данилин Ю. Ги де Мопассан // Полное собрание сочинений в 12 т. Том 1. Библиотека «Огонек». М. : Изд. «Правда», 1958.
Мопассан // Энциклопедический словарь изд. Брокгауза и Ефрона.