История российского киноплаката насчитывает более 100 лет.
Первый отечественный киноплакат появился в 1908 году — к фильму «Понизовая вольница» («Стенька Разин»). Сюжет картин заимствован из одноименной пьесы Василия Гончарова, который в свою очередь вдохновился известной песней. Спонсировал фильм один из пионеров российского кинематографа, владелец «Первой в России фабрики кинематографов и лент для живой, поющей и говорящей фотографии» Александр Дранков. Фильм получился короткий – всего 6-7 минут, но при этом в массовых сценах участвовало около 150 человек. Реку в фильме играет озеро «Разлив».
Автор плаката – художник-карикатурист Павел Ассатуров, точно передавший лубочную основу иллюстрируемого сюжета и точно отразивший на плакате все ключевые сцены фильма.
Афиша фильма историческая еще и потому, что оказала влияние на стиль оформления последующих киноафиш отечественного кинематографа.
Киноплакат, как зеркало киноиндустрии, менялся вместе с ней. Появлялись новые стили, цветовые и композиционные решения. В 1920-е годы киноафиши объединяли в себе элементы разных масштабов и фактур, это была их своеобразная «визитная карточка». Но уже с конца 20-х годов искусство киноплаката меняется, и в нем уже отчетливо видны черты грядущего соцреализма.
В Советском Союзе существовали различные визуальные средства агитации за светлое коммунистическое будущее, и киноплакат 1930-х годов не был исключением. Наоборот, киноафиши того времени наглядно демонстрировали социокультурные перемены и ценности.
Афишам 1930-х годов свойственен социальный пафос, превративший их в какой-то степени из рекламного инструмента в рупор пропаганды.
В нашей коллекции большую часть киноафиш составляют плакаты 20-30-х годов прошлого века – изучив их вы сможете сами проследить перемены духа времени и эпохи, которые они неизменно отражали.