Церковно-историческая литература настаивала на принятии христианства славянами задолго до 988 г.: крещение князя Владимира было не началом христианства и церковного строительства на Руси, а его завершающим актом. Этот взгляд был закреплён в «Истории русской церкви» митрополита Московского Макария (Булгакова).
«Обыкновенно у нас насчитывают до пяти эпох в великом деле просвещения России Евангелием — до пяти крещений. Первою эпохою признается проповедь св. апостола Андрея в странах наших; второю — проповедь славянских апостолов Кирилла и Мефодия в Болгарии и Моравии и в особенности важнейший труд их — перевод Священного Писания и богослужебных книг на славянский язык; третьею — Крещение первых князей киевских Аскольда и Дира; четвертою — Крещение великой княгини Ольги; пятою и окончательною — Крещение великого князя Владимира».
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви
Тем более ещё в «Повести временных лет» написано о том, что в 957 г. киевская княгиня Ольга, жена великого князя Игоря и мать Святослава Игоревича, ездила в Константинополь и приняла там христианство от личного духовника византийского монарха, который стал крёстным княгини. А спустя тридцать лет – Владимир...
И влез в святую купель,
и породился от Духа и воды,
в Христа крестившись
в Христа облачился;
и вышел из купели, обеленный,
сыном став нетления,
сыном воскрешения,
имя приняв навечно
именитое из рода в род — Василий.
Под ним же записан он в книге жизни
в вышнем граде, в нетленном
Иерусалиме.
Первые христиане стали появляться на Руси ещё в IX веке. Свидетельство тому, во-первых, археологические раскопки захоронений. У восточных славян был распространён обряд кремации покойников, в то время как христианская церковь запрещала сжигать верующих.
Во-вторых, «Повесть временных лет» свидетельствует о заключении князем Игорем договора с Византией, согласно которому русичи-христиане из окружения Игоря должны были поклясться на кресте, в отличие от язычников, клявшихся на оружии.
Но в 988 году не просто крестился великий князь Владимир, а восточное христианство получило статус государственной религии, что стало переломным моментом в истории и культуре Государства Российского, ведущего отсчёт от 862 г.
«Владимир мог бы креститься и в собственной столице своей, где уже давно находились церкви и Священники Христианские... Гордость могущества и славы не позволяла также Владимиру унизиться, в рассуждении Греков, искренним признанием своих языческих заблуждений и смиренно просить крещения: он вздумал, так сказать, завоевать Веру Христианскую и принять ее святыню рукою победителя... Завоевав славный и богатый город, который в течение многих веков умел отражать приступы народов варварских, Российский Князь еще более возгордился своим величием и чрез Послов объявил Императорам, Василию и Константину, что он желает быть супругом сестры их, юной Царевны Анны, или, в случае отказа, возьмет Константинополь... Империя, по смерти Героя Цимиския, была жертвою мятежей и беспорядка... Сии обстоятельства принудили Императоров забыть обыкновенную надменность Греков и презрение к язычникам. Василий и Константин, надеясь помощию сильного Князя Российского спасти трон и венец, ответствовали ему, что от него зависит быть их зятем; что, приняв Веру Христианскую, он получит и руку Царевны и Царство небесное...».
Карамзин Н.М. История государства Российского
На рубеже X-XI столетий христианство на Руси утверждалось с трудом. Верования основной массы населения Руси носили пантеистический характер: крестьяне обожествляли силы природы, поклонялись матери-земле, небу...
Переход от язычества к православию – шаг, способствовавший не только развитию грамотности и просвещения, но и формированию исторической души народа. С этого момента «без православного корня нет русской культуры».
«История новейшая есть история христианства».
А.С. Пушкин.
Из статьи о втором томе «Истории русского народа».
А. Полевого, ноябрь, 1830 г.
Интересные факты
- Первые торжественные мероприятия, посвящённые этому событию, проводились летом 1888 года. Накануне, 20 июня, вышел императорский указ о порядке проведения основных торжеств. Центральным действием праздника должен был стать крестный ход, дополняемый военным парадом.
«Государь Император Высочайше повелеть соизволил: к празднованию события девятисотлетия крещения Русского народа привлечь все воинские части, освободить их в сей день от занятий. Участие войск в торжестве будет заключаться в расположении их в местах квартирования шпалерами по одну сторону пути следования крестного хода местного кафедрального причта, а в лагерях – военного для освящения. При прохождении крестного хода войскам будет отдана установленная честь, музыка исполнит гимн “Коль славен”, и при погружении креста в воду – последует салют в 101 выстрел».
Русские ведомости. 1888. № 169
- Спустя сто лет, в перестройку, событие вновь приобрело государственный и общенациональный статус, который подчеркнул на встрече 29 апреля 1988 г. в Екатерининском зале Кремля с патриархом Московским и всея Руси Пименом генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачёв.
«Наша встреча происходит в преддверии 1000-летия введения христианства на Руси, которое получило не только религиозное, но и общественно-политическое звучание, ибо это знаменательная веха на многовековом пути развития отечественной истории, культуры, русской государственности».
Журнал московской патриархии. 1988. № 7
Обложка: «Первые христиане в Киеве». Василий Перов. 1880. Холст, масло. 156 x 243 см. Русский музей, Михайловский дворец