Известная фраза немецкого теоретика искусства Вильгельма Шеллинга «Архитектура — застывшая музыка» стала особенно актуальной в эпоху массового строительства. Всё более ускоряющийся процесс урбанизации, ставший следствием промышленного развития и требующий соответствующего промышленного персонала, ставил задачу создания жилья для городского населения, как одно из условий дальнейшей индустриализации. Концентрация городского населения требовала создания новых подходов в решении жилищной проблемы и, соответственно, новых архитектурных решений. В России, с её более чем 90% сельским населением в начале XX века, этот процесс становился ещё актуальнее.
С июля 1933 года в Советском Союзе стал выходить журнал «Архитектура СССР», издававшийся вплоть до 1991 года и вместе с развалом страны прекративший своё существование. На его страницах нашла отражение вся история советской архитектуры, все её взлёты и падения, все перипетии архитектурной мысли: от проекта грандиозного Дворца Советов, «сталинского ампира» до примитивных «хрущоб», «домов-коробок».
В разные исторические этапы архитекторам вместе со строительной отраслью приходилось решать и разные задачи. Если в предвоенные годы архитекторам ещё позволялись проекты, предлагающие различные индивидуальные, «конструктивистские» решения, допускались дискуссии по тем или иным объектам, то уже ближе к началу войны, а тем более в послевоенное время, когда надо было скорейшими темпами восстанавливать жилищный и промышленный фонд, во главу угла было поставлено массовое строительство и, соответственно, «типовое проектирование». В этот период меняется и наполнение журнала. Он становится скорее сборником технологических схем, таблиц, предназначенных для узких технических специалистов.
Лишь к началу 70-х гг. на страницы журнала вновь возвращаются публикации, посвящённые новейшим архитектурным решениям, лучшим зарубежным образцам, а также проблемам влияния развития городов на сохранение их культурного наследия, экологии, другие отрасли жизнедеятельности.
В последние годы своего существования журнал стал настоящей трибуной, где ведущие архитекторы, специалисты могли обмениваться мнениями о дальнейших путях развития строительства, обсудить тенденции, дать беспристрастную оценку созданным и будущим проектам.
Чтение журнала будет полезно всем, интересующимся архитектурой и строительством, их историей и историей нашей страны.