Версия для слепых

К 140 – летию рождения М.А. Волошина (1877-1932)

12 материалов в коллекции
Показать все
К 140 – летию рождения М.А. Волошина  (1877-1932)

И там, и здесь между рядами

Звучит один и тот же глас:
— «Кто не за нас — тот против нас!
Нет безразличных: правда с нами!»
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
«Гражданская война» 21.11.1919.

Максимилиан Александрович Волошин – замечательный русский поэт, критик ,эссеист и художник первой трети 20 века. Родился в Киеве 16(28) мая 1877 г. в семье юриста Александра Максимовича Кириенко-Волошина (1838-1881) и Елены Оттобальдовны (1850-1923), урожденной Глазер. Его предки по отцовской линии – запорожские казаки, по матери – обрусевшие немцы.
Вскоре после его рождения семья распалась. Мать с четырёхлетним Максом после смерти мужа в 1881 году уезжает в Москву, где устраивается на службу. До 16 лет мальчик учился в московских гимназиях. В 1893 году Елена Оттобальдовна с сыном переезжает из-за материальных трудностей в Крым, где покупает небольшой участок земли недалеко от Феодосии рядом с болгарской деревней Коктебель.
В 1897 году Волошин заканчивает гимназию в Феодосии, где учился, как впрочем и в московских гимназиях, без особого энтузиазма. С ранних лет, поощряемый матерью, много читает, особенно любит стихи Пушкина, Лермонтова, позже Надсона, Алексея Толстого, весьма недурно их декламирует. Первые стихи стал сочинять с 12 лет, которые оценивал позже как «скверные». Среди учащихся феодосийской гимназии Волошин выделялся своими познаниями, оригинальностью и парадоксальностью мышления, разнообразием увлечений: писал и переводил стихи, участвовал в театральных постановках, рисовал. Многие гимназисты видели в Волошине будущую поэтическую знаменитость. В 1895 г. впервые в печати появляется его стихотворение – «Над могилой В. К. Виноградова» (в память умершего директора феодосийской гимназии). Любопытно, что этот, пользующийся уважением директор, прочитав отзывы о Волошине из московских гимназий, вынужден был сказать его матери: «Сударыня, мы, конечно, вашего сына примем, но должен вас предупредить, что идиотов мы исправить не можем».
Что касается рисования, то как вспоминал Волошин в беседе с друзьями, однажды, художник И.К. Айвазовский, бывший попечителем феодосийской гимназии, посетил выставку произведений учащихся и, обратив внимание на работы Волошина, заметил: «А этот шельмец будет рисовать». Учась в Феодосийской гимназии, Волошин неоднократно пешком ходил по гористым пустынным тропам в Коктебель, где проживала его мать, и обратно, постепенно проникаясь своеобразной красотой этих диких мест. Но духовное принятие Коктебеля произойдёт позже, после неоднократных зарубежных поездок.



Волошин у своей дачи в Коктебеле

Волошин у своей дачи в Коктебеле


С 1897 по 1899 год Волошин учится на юридическом факультете Московского университета. За активное участие во Всероссийской студенческой забастовке был отчислен и выслан из Москвы. Вместе со своим новым знакомым Свободиным путешествует по Крыму, посещает живущего в Ялте Чехова А.П., который высказал запомнившуюся Волошину мысль, что «учиться писать можно только у французов».  

С 29 августа 1899 года вместе с матерью Еленой Оттобальдовной и дочерью отчима Павла Павловича Теша отправляется в первое довольно длительное (более 4 месяцев) заграничное путешествие: Польша, Австрия, Италия, Швейцария, Франция, Германия. Проявляет повышенный интерес к искусству, но, воспитанный на традициях передвижничества, не в состоянии адекватно оценить произведения даже таких мастеров как Мурильо, Рубенс, Рафаэль, Леонардо: «Какую ерунду писали эти старые мастера, то ли дело наша Третьяковка».

После возвращения в Россию в феврале 1900 года Волошин договаривается о восстановлении в университете, но воспоминания о поездке захватывают его настолько, что он начинает собирать средства на новую заграничную поездку, зарабатывая подготовкой рецензий на книги и статьи в русские журналы. По неопытности его первые опыты литературной критики порой слишком резки и не совсем корректны. Так в рецензии на сборник «Книга раздумий» он называет известных русских поэтах Брюсова, Бальмонта и Коневского «прелюбодеями слова», а в одной из статей сомневается в качестве переводов Бальмонтом произведений Гауптмана. Впрочем, это не помешает поэтам впоследствии дружить.

Наконец, 26 мая 1900 года Волошин в компании трёх своих друзей на весьма скромные средства вновь отправляется в путешествие по тем же странам, что и первый раз, включив в маршрут также и Грецию. В поездке ведётся «Журнал путешествия, или Сколько стран можно увидать на полтораста рублей» и сочиняются стихи, которые позже войдут в книгу «Годы странствий». От увиденного в Максе Волошине всё больше пробуждается художник и искусствовед: он более вдумчиво всматривается в произведения искусства, переосмысливая свои детские и юношеские представления о них.

Возвращение в Россию закончилось для Волошина неожиданно. Он был арестован в Судаке и две недели провёл в заключении в Москве: полиция считала, что он продолжает принимать участие в тайной студенческой организации. После освобождения, во избежание дальнейших неприятностей, Волошин осенью 1900 отправляется рабочим на строительство Ташкентско-Оренбургской железной дороги, после чего принимает окончательное решение не возвращаться в университет. Именно это время, на стыке двух столетий, поэт считал годом своего духовного рождения. В этом проявилось и влияние ряда книг Ницше и Вл. Соловьёва, которые были внимательно прочитаны. Волошин намечает программу дальнейшего своего развития: «познать всю европейскую культуру в её первоисточнике и затем отбросив всё «европейское» и оставив только человеческое, идти учиться к другим цивилизациям, «искать истины» - в Индию и Китай…а после того в Россию окончательно и навсегда».  

Реализация программы началась с 22 марта 1901 года новым посещением Парижа и активным самообразованием. Волошин посещает частную академию скульптора Коларосси, студию мастера живописного портрета Уистлера, Луврскую школу музееведения, берёт уроки рисования в мастерской у русской художницы Е.С.Кругликовой, слушает лекции в Сорбонне, регулярно занимается в Национальной библиотеке и библиотеке Святой Женевьевы. В свободное время изучает Париж, не пропускает выставки Салона Независимых, на которых представлены произведения художников, не принятых в официальный Салон, готовит корреспонденции о художественной жизни Парижа в русские журналы «Весы», Аполлон, Золотое руно», газету Русь, пишет о России во французские издания, завязывает полезные знакомства в артистической и художественной среде, умудряясь в промежутках вырываться в другие страны.

Вернувшись в начале 1903 года в Москву, Волошин встречается с видными представителями художественного мира России А.Н.Бенуа, А. А. Блоком, В.Я. Брюсовым, К.А. Сомовым, В.В. Розановым и др., а до этого в Париже сближается с поэтом К.Д.Бальмонтом. 11 февраля 1903 года в галерее известного коллекционера С. И. Щукина Максимилиан Волошин знакомится с Маргаритой Васильевной Сабашниковой, дочерью чаеторговца, дядя которой был владельцем одного их крупнейших издательств России.


М.В. Сабашникова- первая жена Волошина. 1905- 1906 г. Фото М. А. Волошина

М.В. Сабашникова- первая жена Волошина. 1905- 1906 г. Фото М. А. Волошина

В апреле 1906 года происходит их бракосочетание, но в 1907 отношения мужа и жены начинают расстраиваться, в связи с увлечением Маргариты Васильевны известным поэтом и философом Вячеславом Ивановым, на квартире которого (в так называемой «Башне»), происходили литературно-философские собрания культурной элиты Петербурга, посещавшиеся и Волошиным с женой. Не смотря на то, что в дальнейшем они окончательно разошлись, отношения с первой женой оставили глубокий след в жизни Волошина и отразились во многих стихотворениях. В одном из них он сравнивал её с египетской царицей Таиах: 

Всю цепь промчавшихся мгновений

Я мог бы снова воссоздать:

И робость медленных движений,

И жест, чтоб ножик иль тетрадь

Сдержать неловкими руками,

И Вашу шляпку с васильками,

Покатость Ваших детских плеч,

И Вашу медленную речь,

И платье цвета Эвкалипта,

И ту же линию в губах,

Что у статуи Таиах,

Царицы древнего Египта,

И в глубине печальных глаз –

Осенний цвет листвы – топаз.


Бюст египетской царицы (XIV в. до н.э.) Волошин и Сабашникова в мае 1904 года видели в музее Гиме (Париж). Через год поэт заказал слепок бюста для своей парижской мастерской, а позже перевёз его в Коктебель.

Волошин в своей мастерской в Коктебеле в 1911 году

Волошин в своей мастерской в Коктебеле в 1911 году

В марте 1907 году Волошин принял решение об отъезде в Коктебель. «Здесь душа проходит крещение горных трав – ароматных горьких и суровых. Камни пахнут этими пустынными травами, точно в запахе этих трав – их сознание», – пишет он одной из своих знакомых. Это помогает ему смягчить переживания от неудач в отношениях с женой и спокойнее оценить литературные амбиции и борьбу поэтов, группировавшихся вокруг издательства «Гриф» или издательства «Скорпион», которую он наблюдал в обеих столицах. Именно теперь Киммерия (область Крыма от Судака до Керчи, включающая Коктебель) становится особенно близкой ему как поэту и художнику.

Я вижу грустные, торжественные сны

Заливы гулкие земли глухой и древней,

Где в поздних сумерках грустнее и напевней

Звучат пустынные гекзаметры волны.

В этот период поэт напишет первый цикл стихотворений «Киммерийские сумерки».  

Но если поэзия Волошин нередко затрагивала темы, далёкие от любимого Коктебеля, то основным объектом акварельной живописи, которой он с этого времени стал уделять всё большее внимание, остаётся только Коктебель и его окрестности.

По мнению специалистов, живопись Волошина испытала влияние известных японских художников Утамаро и Хокусаи, с гравюрами которых он познакомился ещё в Париже. Его акварели не были копиями крымского пейзажа, а рисовались в основном по памяти, расцвечивались и дополнялись фантазией, выражавшей его духовное ощущение сути Коктебеля. А сопровождение некоторых акварелей Волошина стихотворными названиями являлось отражением художественного стиля, основоположником которого был китайский учёный, поэт и художник Ван Вэй (699-759гг.).




Я вновь пришел — к твоим ногам
Сложить дары своей печали,
Бродить по горьким берегам
И вопрошать морские дали.

В конце 1907 Волошин возвращается в Москву, где восстанавливает старые и налаживает новые литературные связи. Затем едет в Петербург и начинает вновь посещать по средам литературно-философские собрания Вячеслава Иванова. В марте 1908 года там состоялось его знакомство с 21-летней Лилей – Елизаветой Ивановной Дмитриевой, слушательницей последнего курса женского педагогического института по специальности «средневековая история» и «французская средневековая литература». Кроме того она посещала лекции по испанской литературе и старофранцузскому языку в Петербургском университете. Родилась в Петербурге в небогатой дворянской семье. С детства до 16 лет сильно болела (отсюда хромота), много претерпела от неурядиц в семье и чувствовала себя одинокой, увлекалась оккультизмом, писала стихи, в которых воспевались любовные страдания, умна, язвительна. Внешность заурядна: невысокого роста, полновата, но выделяются выпуклый лоб и большие сияющие глаза, обладает своеобразным шармом ласковости, который завораживает и привлекает мужчин.

Летом 1909 года во время пребывания Елизаветы Ивановны в Коктебеле, между ней и Волошиным вспыхивает страсть. Приехавший с ней и всё понявший бывший возлюбленный поэт Николай Гумилёв уезжает. У Волошина наоборот – мощный творческий импульс: он напишет венок сонетов «Corona astralis» («Звёздная корона»), получивший высокую оценку в поэтической среде. Венок сонетов – это осторожное признание Волошина в любви к Лиле.

Тому в любви не радость встреч дана,

Кто в страсти ждал не сладкого забвенья,

Кто в ласках тел не ведал утомленья,

Кто не испил смертельного вина.

………………………………….…

И в самый миг последнего страданья

Не мирный путь блаженства изберёт,

А тёмные восторги расставанья.


Дмитриева в ответ пишет стихотворение в форме семистиший «Золотая ветвь», которое пронизано любовью и печалью.


Средь звёздных рун, в их знаках и названьях

Моя любовь твоей мечте близка,

Вписала нас в единых начертаньях

В созвездьях Сна вечерняя рука.

Но нет молитв о звёздном океане.

И наших дум развёрнутые ткани

Заткала мглой и заревом тоска.


Это стихотворение окончательно убедило Волошина, что поэтический потенциал Лили далеко не раскрыт. Услышав, что у неё опубликованы только два стихотворения, Волошин зажёгся идеей послать в новый журнал «Аполлон» стихи Дмитриевой под интригующим псевдонимом «Ч. де Габриак», так как редактор Маковский вряд ли пропустит в печать стихи совершенно неизвестной поэтессы. Волошин – большой любитель розыгрышей, склоняет к согласью и Дмитриеву, тоже тяготевшую к перевоплощеньям.  

Габриак – обработанный морем корень виноградной лозы, что-то в виде морского чёрта с одной рукой, одной ногой и добродушной собачьей мордой, был найден на берегу Коктебеля. Позже вместо буквы «Ч», указывали имя «Черубина», взятое из одного произведения американского писателя Брет Гарта. Был придуман и герб Черубины де Габриак.


Елизавета Дмитриева

Елизавета Дмитриева


Первое письмо, полученное редактором Константином Маковским, было написано изящным почерком на бумаге с траурным обрезом, на печати был девиз «Vae и Victis» («Горе побеждённым»). Из письма исходил запах пряных духов и засушенных трав. Стихи давали понять, что поэтесса незаурядной внешности и печальной и загадочной судьбы:


И я умру в степях чужбины

Не разомкну заклятый круг.

К чему так нежны кисти рук,

Так тонко имя Черубины.

    

Ответ не заставил себя ждать. Черубине был отправлен, по сути, коллективный ответ редакции: весьма лестный, на французском языке с просьбой прислать и другие стихи. Как вспоминает поэт и критик В. Гофман: «Последняя литературная новость – появилась новая поэтесса Черубина де Габриак… Кто она такая – неизвестно, Откуда взялась – тоже. Говорят, что она полуфранцуженка, полуиспанка. Но стихи пишет по-русски, сопровождая их, французскими письмами (в «Аполлон»). Говорят ещё, что она изумительной красоты, но никому не показывается. Стихами её здесь все бредят и больше всех Маковский».

Более подробно об этой удивительной мистификации, а также об истории взаимоотношений Волошина, Гумилёва и Дмитриевой, закончившейся дуэлью поэтов 22 ноября 1909 года можно прочитать в книгах Ларисы Агеевой «Неразгаданная Черубина» (Москва, 2006) и С.М. Пинаева «Поэт ритма вечности» (М., 2015).

В феврале 1910 года в издательстве «Гриф» выходит первый поэтический сборник Волошина «Стихотворения. 1900-1910» с рисунками его знакомого художника К.Ф. Богаевского. Отзывы противоречивы. В последующие годы до мировой войны поэт работает над статьями о творчестве художников К.Ф. Богаевского, А.С. Голубкиной, М.С. Сарьяне и др., пишет брошюру о И.Е.Репине, собирает материал о художнике В.И.Сурикове, выпускает книгу «Лики творчества», куда вошли статьи о французском театре, о русских театральных постановках, о смысле танца, о наготе в искусстве и др., издаёт свои переводы произведений французского писателей: рассказов Анри де Ренье «Маркиз д'Амеркер» и книги «Боги и люди» Поля де Сен-Виктора.  

В декабре 1910 года в Москве Волошин знакомится с 18-летней начинающей поэтессой Мариной Цветаевой, талант которой он разглядел одним из первых, дав хороший отзыв на её книгу стихов «Вечерний альбом». Через полгода их встреча продолжится в Коктебеле, где в числе приглашённых гостей окажется и будущий муж Марины Сергей Эфрон. В очередной приезд в Коктебель Цветаева стала свидетелем ревности и увлечённости молодой девушки Марии Кювилье (Майи) Волошиным. Но и поэт, не мог оставаться безучастным к чувствам девушки и, увидев однажды её с подсолнухом в руке, отреагировал довольно эмоционально:


Так ты бежала… вся в цветах…

Вся в нимбах белого пожара…

Кто ты? Дитя? Царевна? Паж?

Такой тебя я принимаю:

Земли полуденный мираж,

Иллюзию, обманность-Майю.


Незадолго до этого Волошин написал стихотворение, в котором как бы объяснял Майе невозможность более глубоких личных отношений между ними:

 

Как некий юноша, в скитаньях без возврата

Иду из края в край и от костра к костру...

Я в каждой девушке предчувствую сестру

И между юношей ищу напрасно брата.

                                        …

Бездомный долгий путь назначен мне судьбой...

Пускай другим он чужд... я не зову с собой -

Я странник и поэт, мечтатель и прохожий.


Надо заметить, что все дальнейшие отношения Волошина с женщинами заканчивались похожим образом. И только медсестра Мария Степановна Заболоцкая, совсем не напоминавшая бывших волошинских муз, стала с 1922 года верной помощницей и второй женой поэта. Именно благодаря ей, сохранились и дача Волошина и многие документы и материалы, связанные с творчеством поэта.


Волошин со второй женой Марией Степановной Заболоцкой

Волошин со второй женой Марией Степановной Заболоцкой


Как свидетельствуют посетители Коктебеля, проживавшие  бесплатно в доме Волошина в предвоенные годы (1910-1914гг.), там существовала атмосфера розыгрышей и всякого рода мистификаций, «пасквилей на коктебельские темы», чтения и обсуждения стихов, хождений на этюды и прогулок по окрестностям. Сами участники этих событий называли себя «обормотами», шумная компания которых напрягала жизнь некоторых чересчур рафинированных дачников во главе с певицей московского Большого театра Дейше-Сионицкой и вызывала их неудовольствие. Мать Волошина носила обормотское прозвание «Пра», ходила стриженая, в шароварах, сапогах и курила. «Девицы из обормотской компании ходили в фантастических костюмах, напоминавших греческие, занимались по вечерам пластическими танцами и упражнениями. Иногда устраивались торжественные шествия в горы на поклонение восходящему солнцу, где Волошин играл роль жреца, воздевавшего руки к богу — солнцу». Весёлая компания часто посещала местный кабачок “Бубны”, расписанного их художниками, который содержал грек Синопли. 


Волошин со своей матерью Еленой Оттобальдовной. Коктебель. 1919 год. Собрание Дома-музея М. А. Волошина

Волошин со своей матерью Еленой Оттобальдовной. Коктебель. 1919 год. Собрание Дома-музея М. А. Волошина


Летом 1914 года психологическая атмосфера в дачном Коктебеле осложнилась: в ней ощущалась настроение катастрофы, вызванное неустойчивой международной обстановкой. Волошин получает в это время от своей первой жены М.В. Сабашниковой, серьёзно увлёкшейся антропософическим учением австрийского педагога и эзотерика Рудольфа Штайнера, приглашение приехать в г. Дорнах (Швейцария) для участия в строительстве Гётеанума – храма Святого Иоанна. Волошин ещё с 1903 в общем был знаком с учением Штайнера и встречался с ним в 1906 и 1912 годах. Несмотря на недовольство матери, Волошин 10 июня 1914 года уезжает за границу и приезжает в Дорнах, когда уже в Европе разразилась первая мировая война. Он постепенно втягивается в работу по строительству храма, символа преодоления враждебности европейских стран, воюющих друг с другом. Ему приносит радость ежедневный нелёгкий труд бок о бок с жителями разных народностей, но не приемля догматизма многих учеников Штайнера, он внимательно относится к советам и мыслям самого Штайнера при беседах с ним. И всё же 2 января 1915 года Волошин отправляется из Дорнаха, где «одиночество на народе» в Париж, в котором жизнь насыщена событиями и есть возможность пополнить своё художественное образование.  

В Париже широкий круг общения: Л. Бакст, П. Пикассо, Д. Ривера, Ф. Леже А. Модильяни И. Эренбург. Б.Савинков, М. Воробьёва-Стебельская (Маревна) и др. В Москве в начале 1916 года выходит книга стихов Волошина «Anno Mundi Ardentis» («В год пылающего мира»), в рецензию на которую В. Брюсов отметил, что «Среди тягостного убожества и вопиющей пошлости современных «военных стихов» стихи М. Волошина … благородное исключение». И заключалось оно в неприятии Волошиным отхода современных цивилизованных варваров от принципов христианской морали, в их непременном желании «… злом за зло воздать без мер» (стихотворение «Пролог»). 25 марта 1916 года Волошин навсегда покидает Европу и уезжает в Россию, а в ноябре 1916 года медицинская комиссия освобождает Волошина от воинской повинности.  

Наступают революционные события в России. Поэт размышляет о них, соотносит их с Первой русской революцией 1905-1906 годов и с Французской революцией конца 18 века и приходит к выводу: «Справедливость… как порыв любви, как мятеж против беззакония, – прекрасна… Справедливость судящая, наказывающая – зло. Нет закона, справедливого для двух людей, потому что моральные пути не совпадают и героический поступок одного явился бы преступлением для другого». И ещё: с целью преображения личности «Россия должна идти к религиозной революции, а не к социальной». Понятно, что подобные мысли никак не могли быть восприняты большевиками, которые побеждали в гражданской войне, и поэтому Волошин излагает их в основном в письмах к друзьям и знакомым.  

В тяжёлый период немецкой оккупации Крыма и гражданской войны Волошин находится в Коктебеле. Как вспоминает о нём писатель Викентий Вересаев, живший: в этот период там же: «У власти были красные — он - сумел дружить с красными; при белых — он дружил с белыми. И в то же время он всячески хлопотал перед красными за арестованных белых, перед белыми — за красных. Однажды при белых на одной из дач был подпольный съезд большевиков. Контрразведка накрыла его, участники съезда убежали в горы, а один явился к Волошину и попросил его спрятать. Волошин спрятал его на чердаке, очень мужественно и решительно держался с нагрянувшей контрразведкой, так что даже не сочли нужным сделать у него обыск. Когда впоследствии благодарили его за это, сказал: имейте в виду, что когда вы будете у власти, я так же буду поступать с вашими врагами».

Викентий Вересаев (слева), поэт и художник Максимилиан Волошин (в центре) и художник-пейзажист Константин Богаевский (Крым, Коктебель, 1927 г.)

Викентий Вересаев (слева), поэт и художник Максимилиан Волошин (в центре) и художник-пейзажист Константин Богаевский (Крым, Коктебель, 1927 г.)


Особенно памятен случай, когда Волошин предпринял невероятные усилия для спасения царского генерала в отставке Никандра Александровича Маркса, ставшего профессором археологии, от мести белогвардейцев за то, что последний при красных руководил отделом народного образования в Феодосии. В итоге генерал избежал не только расстрела, но и каторжных работ, которых он по старости не выдержал бы.

Принцип поведения Волошина в период гражданской войны в России выражен им в стихах, выбранных нами в качестве эпиграфа к данной статье:


И там, и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас — тот против нас!
Нет безразличных: правда с нами!»
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.


Представляется, что эти стихи поэта через 100 лет после великих революционных потрясений в России могут служить своеобразной формулой примирения между «белыми» и «красными» или как отметил патриарх Кирилл «Речь идёт не о том, чтобы праздновать столетие трагедии, а о том, чтобы отмечать эту дату сознательно, сопровождая очень глубокими размышлениями и искренними молитвами, с тем чтобы ошибки, совершенные сто лет назад, научили наши народы не допускать подобных ошибок на нынешнем этапе развития».

Переживания за драматические события, имевшие место в России, размышления над её судьбой нашли отражение в стихах Волошина, опубликованных в сборнике «Демоны глухонемые» (Харьков, январь 1919 г.) и книге «Стихи о терроре» (Берлин, февраль 1923 г.). Как отмечал сам поэт, годы гражданской войны явились наиболее плодотворными в творческом отношении.

 Из упомянутого сборника особо впечатляет стихотворение «Мир», написанное сразу после  захвата власти большевиками:

С Россией кончено… На последях
Её мы прогалдели, проболтали,
Пролузгали, пропили, проплевали,
Замызгали на грязных площадях,

Распродали на улицах: не надо ль
Кому земли, республик, да свобод,
Гражданских прав? И родину народ
Сам выволок на гноище, как падаль.

О, Господи, разверзни, расточи,
Пошли на нас огнь, язвы и бичи,
Германцев с запада, Монгол с востока,

Отдай нас в рабство вновь и навсегда,
Чтоб искупить смиренно и глубоко
Иудин грех до Страшного Суда!

     (23 ноября. Коктебель)


Надежды  поэта на будущее Росси  наиболее ярко прозвучали в  стихотворении  «Заклинание», вошедшее в книгу «Стихи о терроре».


Из  крови, пролитой в боях,
Из праха обращенных в прах,
Из мук казненных поколений,
Из душ, крестившихся в крови,
Из ненавидящей любви,
Из преступлений, исступлений -
Возникнет праведная Русь.

Я за нее за всю молюсь
И верю замыслам предвечным:
Ее куют ударом мечным,
Она мостится на костях,
Она святится в ярых битвах,
На жгучих строится мощах,
В безумных плавится молитвах.
 

     (1920. Коктебель)

 

После ноября 1920 года, когда Волошин был назначен заведующим по охране памятников искусства и науки в Феодосийском уезде, он активно работает и берёт их и наиболее значимые частные библиотеки под контроль, выступает с лекциями и чтением стихов, избран председателем Крымской комиссии по улучшению быта учёных, а в марте 1924 года получает от Луначарского удостоверение на право создания на базе своей дачи в Коктебеле (Дома Поэта) бесплатного дома отдыха для писателей.

Друзья и знакомые Волошина 17 августа 1925 года в Коктебеле отмечают 30-летие его литературной деятельности. В это же время получают всё большее признание акварели Волошина, побывавшие на выставках в Москве, Ленинграде, Симферополе, Севастополе, Одессе, Феодосии, Риге, Лондоне и Голландии. В апреле 1928 года Волошин вступает в члены Союза писателей. В декабре 1929 года здоровье поэта сильно пошатнулось – инсульт. В феврале 1930 года Волошин принимает решение о передаче Дома Поэта Союзу писателей. С ноября 1931 года М. Волошину назначается персональная пожизненная пенсия. 11 августа 1932 года в двенадцать часов пополудни поэт Максимилиан Волошин скончался на 56-м году жизни и был погребён на горе Кучук-Енишар, с которой открывается прекрасный вид на Коктебель.

Как писала, откликаясь на это событие, Марина Цветаева:

«… сущность Волошина – полдневная, а полдень из всех часов суток – самый телесный, вещественный, с телами без теней и с телами, спящими без снов, а если их и видящими – то один сплошной сон земли… Таково и творчество Волошина – плотное, весомое, почти что творчество самой материи, с силами, не нисходящими свыше, а подаваемыми той – мало насквозь прогретой, – сожженной, сухой, как кремень, землей, по которой он так много ходил и под которой ныне лежит».

 

Исполнитель:

А.Д. Громов - зав. сектором отдела формирования фонда НЭБ 

Читать аннотацию полностью Скрыть аннотацию

Материалы коллекции

Сортировать
По релевантности
По названию (от А до Я)
По названию (от Я до А)
По автору (от А до Я)
По автору (от Я до А)
По дате издания (по возрастанию)
По дате издания (по убыванию)

Собрание сочинений

Максимилиан Волошин

Показать ещё
Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией, перейдите по ссылке .