«...Выход из мира аристократического в мир революционный – основной факт моей биографии, не только внешней, но и внутренней», – так писал Николай Бердяев о начале своего пути в «Самопознании», ставшем «опытом философской автобиографии».
При Николае II его выслали в Вологодскую губернию, поставив точку на его университетском образовании; при Ленине – за пределы Советской России, укрепив его отход от марксизма к религиозной философии.
Первая книга – «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н. К. Михайловском»1 – ещё содержала попытку соединения марксистской «негативной правды» с идеализмом, но, приветствуя революцию 1905 г., Николай Бердяев не поддержал «характер, который она приняла, и её моральные последствия».
Уже следующие две работы2 – «Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные, литературные» и «Новое религиозное сознание и общественность» – свидетельствовали о том, что автор, пройдя марксистский и идеалистический этапы собственного развития, приблизился к третьему – христианскому.
В новой книге «Смысл творчества. Опыт оправдания человека»3 он, вызвав шквал критики4 и восторженные отзывы5, сформулировал основные положения своей экзистенциальной религиозной философии.
Февральскую революцию 1917 г. Николай Бердяев расценил как шаг вперёд по пути всемирного предназначения России. В Октябрьской же революции увидел разрушительное начало. И уже в 1918 г. выступил в работе «Философия неравенства. Письма к недругам о социальной философии» с непримиримой критикой уравнительного социализма: «От неравенства родился и мир, космос. От неравенства родился и человек... Насильственное требование уравнения... есть посягательство на разрушение космического иерархического строя».
«Философский пароход» причалил к берегам Германии. Николай Бердяев взялся за созидание: с его именем связаны Религиозно-философская академия, Русский научный институт, Русское студенческое христианское движение, журналы «София» и «Путь». Он работал над очередной книгой – «Новое средневековье. Размышления о судьбе России и Европы», в которой назвал XIX век веком разочарования, когда типы монаха и рыцаря уступили место типам торгаша и шофера с тем, чтобы далее уступить место типу комиссара, во имя «народа» тиранящего народ. Выход из разочарования Бердяев видел во вступлении человечества в эпоху «нового средневековья». Издание6 этого труда принесло ему известность в западноевропейских философских кругах7.
Переехав во Францию, он продолжил начатое: читал курсы в Религиозно-философской академии, редактировал журнал «Путь» и сам писал статьи8, до последних дней был редактором издательства YMCA-Press, где издавались почти все его книги, участвовал в работе литературного объединения «Кочевье».
В его доме собирался «Кружок интерконфессиональных исследований», члены которого были озабочены поиском точек соприкосновения между русской и западноевропейской философскими традициями.
С началом Великой Отечественной войны Николай Бердяев занял «просоветскую» позицию, завершив своей книгой «Русская идея»9 окончательный разрыв с русской эмиграцией.
Одиночество Николай Бердяев восполнял работой. Он и умер за письменным столом, оставив недописанной книгу «Царство Духа и царство Кесаря».
Цитаты
...Если бы я писал дневник, то, вероятно, постоянно записывал в него слова: «Мне было это чуждо, я ни с чем не чувствовал слияния, опять, опять тоска по иному, по трансцендентному»…
Самопознание
...Мне пришлось жить в эпоху катастрофическую и для моей Родины, и для всего мира. На моих глазах рушились целые миры и возникали новые. Я мог наблюдать необычайную превратность человеческих судеб. Я видел трансформации, приспособления и измены людей, и это, может быть, было самое тяжёлое в жизни. Из испытаний, которые мне пришлось пережить, я вынес веру, что меня хранила Высшая Сила и не допускала погибнуть...
Самопознание
История не щадит человеческой личности и даже не замечает её. Я пережил три войны, из которых две могут быть названы мировыми, две революции в России, малую и большую, пережил духовный ренессанс начала XX века, потом русский коммунизм, кризис мировой культуры, переворот в Германии, крах Франции и оккупацию её победителями, я пережил изгнание, и изгнанничество мое не кончено. Я мучительно переживал страшную войну против России. И я ещё не знаю, чем окончатся мировые потрясения. Для философа было слишком много событий: я сидел четыре раза в тюрьме, два раза в старом режиме и два раза в новом, был на три года сослан на север, имел процесс, грозивший мне вечным поселением в Сибири, был выслан из своей Родины и, вероятно, закончу свою жизнь в изгнании…
Самопознание
...Несмотря на западный во мне элемент, я чувствую себя принадлежащим к русской интеллигенции, искавшей правду. Я наследую традицию славянофилов и западников, Чаадаева и Хомякова, Герцена и Белинского, даже Бакунина и Чернышевского, несмотря на различие миросозерцаний, и более всего Достоевского и Л. Толстого, Вл. Соловьева и Н. Федорова. Я русский мыслитель и писатель. И мой универсализм, моя вражда к национализму – русская черта. Кроме того, я сознаю себя мыслителем аристократическим, признавшим правду социализма. Меня даже называли выразителем аристократизма социализма...
Самопознание
Учение о прогрессе есть, прежде всего, совершенно ложное, не оправданное ни с научной, ни с философской, ни с моральной точки зрения обоготворение будущего за счет настоящего и прошлого.
Смысл истории
История не есть объективная эмпирическая данность, история есть миф.
Смысл истории
Нельзя выделить человека из истории, нельзя взять его абстрактно, и нельзя выделить историю из человека, нельзя историю рассматривать вне человека и нечеловечески.
Смысл истории
В сознании русской идеи, русского призвания в мире, произошла подмена. И Москва – Третий Рим, и Москва – Третий Интернационал связаны с русской мессианской идеей, но представляют её искажение. Нет, кажется, народа в истории, который совмещал бы в своей истории такие противоположности. Империализм всегда был искажением русской идеи и русского призвания. Но не случайно Россия так огромна, эта огромность — провиденциальна, и она связана с идеей и призванием русского народа. Огромность России есть её метафизическое свойство, а не только свойство её эмпирической истории. Великая русская духовная культура может быть свойственна только огромной стране, огромному народу. Великая русская литература могла возникнуть лишь у многочисленного народа, живущего на огромной земле. Русская литература, русская мысль были проникнуты ненавистью к империи, обличали её зло. И вместе с тем предполагали империю, предполагали огромность России. Это — противоречие, присущее самой духовной структуре России и русского народа. Огромность России могла бы быть иной, не быть империей с её злыми сторонами, она могла бы быть народным царством.
Русская идея
Цифры и факты
- 43 книги и более 500 статей написал Н. А. Бердяев в России и в изгнании
- Почти все написанные Н. А. Бердяевым книги переведены на французский, английский, немецкий.
Таймлайн
1874
6 (18) марта родился в имении Обухово Киевской губернии в старинной дворянской семье10
1894
получив воспитание дома, а затем в кадетском корпусе, поступил на естественный факультет Киевского университета
1895
перешёл на юридический факультет
1897–1898
арестован за участие в студенческой демонстрации, затем – за организацию беспорядков и исключён из университета
1900
сослан на 2 года в Вологду, затем – в Житомир, поле чего вернулся в Киев
1901
написал первую книгу «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н. К. Михайловском»
1904–1905
переехал в Петербург и вошёл в редакцию журнала «Новый путь», затем журнала «Вопросы жизни»; познакомился с Л. Ю. Трушевой11, Л. И. Шестовым, С. Н. Булгаковым, Д. С. Мережковским, А. Белым, В. В. Розановым, З. Н. Гиппиус, Вяч. И. Ивановым и др.
1907
опубликовал две работы: «Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные, литературные» и «Новое религиозное сознание и общественность»
1908
переезжает в Москву, где знакомится с М. А. Новосёловым и участниками его «Кружка ищущих христианского просвещения»
1911
уезжает в Италию, издаёт книгу «Философия свободы» и начинает работу над «Смыслом творчества»
1912
начинает отход от православного кружка
1913
публикует в газете «Русская молва» статью «Гасители духа» с яростной критикой действий Священного Синода по отношению к «имяславцам»; привлекается к суду12
1916
издаёт книгу «Смысл творчества»
1917
становится членом Совета Республики от общественных деятелей
1918
работает вице-председателем Всероссийского союза писателей; пишет работу «Философия неравенства. Письма к недругам о социальной философии»13
1919–1922
создаёт у себя на квартире Вольную академию духовной культуры, читает ряд курсов14
1920
избирается профессором Московского университета, дважды подвергается аресту15
1922–1924
29 сентября покидает Родину; обосновывается в Берлине, затем переезжает в Париж16; создаёт Религиозно-философскую академию, становится деканом вновь открытого Русского научного института17, входит в совет Русского студенческого христианского движения18; участвует в создании философских журналов «София» и «Путь»19; издаёт книгу «Новое средневековье. Размышления о судьбе России и Европы»
1927
получил премию Французской Академии за книгу «Философия свободного духа»
1930
участвовал20 в основании Лиги православной культуры21
1947
избирается почётным доктором Кембриджского университета; выходят его книги «Русская идея» и «Опыт эсхатологической метафизики»
1948
23 марта скончался и похоронен на кладбище в Кламаре
________________________