Версия для слепых

«Сознаю себя мыслителем аристократическим»

17 книг в коллекции
Показать все
150 лет со дня рождения русского философа и публициста Н. А. Бердяева (1874–1948)
«Сознаю себя мыслителем аристократическим»

«...Выход из мира аристократического в мир революционный – основной факт моей биографии, не только внешней, но и внутренней», – так писал Николай Бердяев о начале своего пути в «Самопознании», ставшем «опытом философской автобиографии».

При Николае II его выслали в Вологодскую губернию, поставив точку на его университетском образовании; при Ленине – за пределы Советской России, укрепив его отход от марксизма к религиозной философии.

Первая книга – «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н. К. Михайловском»1 – ещё содержала попытку соединения марксистской «негативной правды» с идеализмом, но, приветствуя революцию 1905 г., Николай Бердяев не поддержал «характер, который она приняла, и её моральные последствия».

Уже следующие две работы2 – «Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные, литературные» и «Новое религиозное сознание и общественность» – свидетельствовали о том, что автор, пройдя марксистский и идеалистический этапы собственного развития, приблизился к третьему – христианскому.

В новой книге «Смысл творчества. Опыт оправдания человека»3 он, вызвав шквал критики4 и восторженные отзывы5, сформулировал основные положения своей экзистенциальной религиозной философии.

Февральскую революцию 1917 г. Николай Бердяев расценил как шаг вперёд по пути всемирного предназначения России. В Октябрьской же революции увидел разрушительное начало. И уже в 1918 г. выступил в работе «Философия неравенства. Письма к недругам о социальной философии» с непримиримой критикой уравнительного социализма: «От неравенства родился и мир, космос. От неравенства родился и человек... Насильственное требование уравнения... есть посягательство на разрушение космического иерархического строя».

«Философский пароход» причалил к берегам Германии. Николай Бердяев взялся за созидание: с его именем связаны Религиозно-философская академия, Русский научный институт, Русское студенческое христианское движение, журналы «София» и «Путь». Он работал над очередной книгой – «Новое средневековье. Размышления о судьбе России и Европы», в которой назвал XIX век веком разочарования, когда типы монаха и рыцаря уступили место типам торгаша и шофера с тем, чтобы далее уступить место типу комиссара, во имя «народа» тиранящего народ. Выход из разочарования Бердяев видел во вступлении человечества в эпоху «нового средневековья». Издание6 этого труда принесло ему известность в западноевропейских философских кругах7.

Переехав во Францию, он продолжил начатое: читал курсы в Религиозно-философской академии, редактировал журнал «Путь» и сам писал статьи8, до последних дней был редактором издательства YMCA-Press, где издавались почти все его книги, участвовал в работе литературного объединения «Кочевье».

В его доме собирался «Кружок интерконфессиональных исследований», члены которого были озабочены поиском точек соприкосновения между русской и западноевропейской философскими традициями.

С началом Великой Отечественной войны Николай Бердяев занял «просоветскую» позицию, завершив своей книгой «Русская идея»9 окончательный разрыв с русской эмиграцией.

Одиночество Николай Бердяев восполнял работой. Он и умер за письменным столом, оставив недописанной книгу «Царство Духа и царство Кесаря».

Цитаты

...Если бы я писал дневник, то, вероятно, постоянно записывал в него слова: «Мне было это чуждо, я ни с чем не чувствовал слияния, опять, опять тоска по иному, по трансцендентному»…
Самопознание

...Мне пришлось жить в эпоху катастрофическую и для моей Родины, и для всего мира. На моих глазах рушились целые миры и возникали новые. Я мог наблюдать необычайную превратность человеческих судеб. Я видел трансформации, приспособления и измены людей, и это, может быть, было самое тяжёлое в жизни. Из испытаний, которые мне пришлось пережить, я вынес веру, что меня хранила Высшая Сила и не допускала погибнуть...
Самопознание

История не щадит человеческой личности и даже не замечает её. Я пережил три войны, из которых две могут быть названы мировыми, две революции в России, малую и большую, пережил духовный ренессанс начала XX века, потом русский коммунизм, кризис мировой культуры, переворот в Германии, крах Франции и оккупацию её победителями, я пережил изгнание, и изгнанничество мое не кончено. Я мучительно переживал страшную войну против России. И я ещё не знаю, чем окончатся мировые потрясения. Для философа было слишком много событий: я сидел четыре раза в тюрьме, два раза в старом режиме и два раза в новом, был на три года сослан на север, имел процесс, грозивший мне вечным поселением в Сибири, был выслан из своей Родины и, вероятно, закончу свою жизнь в изгнании…
Самопознание

...Несмотря на западный во мне элемент, я чувствую себя принадлежащим к русской интеллигенции, искавшей правду. Я наследую традицию славянофилов и западников, Чаадаева и Хомякова, Герцена и Белинского, даже Бакунина и Чернышевского, несмотря на различие миросозерцаний, и более всего Достоевского и Л. Толстого, Вл. Соловьева и Н. Федорова. Я русский мыслитель и писатель. И мой универсализм, моя вражда к национализму – русская черта. Кроме того, я сознаю себя мыслителем аристократическим, признавшим правду социализма. Меня даже называли выразителем аристократизма социализма...
Самопознание

Учение о прогрессе есть, прежде всего, совершенно ложное, не оправданное ни с научной, ни с философской, ни с моральной точки зрения обоготворение будущего за счет настоящего и прошлого.
Смысл истории

История не есть объективная эмпирическая данность, история есть миф.
Смысл истории

Нельзя выделить человека из истории, нельзя взять его абстрактно, и нельзя выделить историю из человека, нельзя историю рассматривать вне человека и нечеловечески.
Смысл истории

В сознании русской идеи, русского призвания в мире, произошла подмена. И Москва – Третий Рим, и Москва – Третий Интернационал связаны с русской мессианской идеей, но представляют её искажение. Нет, кажется, народа в истории, который совмещал бы в своей истории такие противоположности. Империализм всегда был искажением русской идеи и русского призвания. Но не случайно Россия так огромна, эта огромность — провиденциальна, и она связана с идеей и призванием русского народа. Огромность России есть её метафизическое свойство, а не только свойство её эмпирической истории. Великая русская духовная культура может быть свойственна только огромной стране, огромному народу. Великая русская литература могла возникнуть лишь у многочисленного народа, живущего на огромной земле. Русская литература, русская мысль были проникнуты ненавистью к империи, обличали её зло. И вместе с тем предполагали империю, предполагали огромность России. Это — противоречие, присущее самой духовной структуре России и русского народа. Огромность России могла бы быть иной, не быть империей с её злыми сторонами, она могла бы быть народным царством.
Русская идея

Цифры и факты

  • 43 книги и более 500 статей написал Н. А. Бердяев в России и в изгнании
     
  • Почти все написанные Н. А. Бердяевым книги переведены на французский, английский, немецкий.

Таймлайн

1874

6 (18) марта родился в имении Обухово Киевской губернии в старинной дворянской семье10

1894

получив воспитание дома, а затем в кадетском корпусе, поступил на естественный факультет Киевского университета

1895

перешёл на юридический факультет

1897–1898

арестован за участие в студенческой демонстрации, затем – за организацию беспорядков и исключён из университета

1900

сослан на 2 года в Вологду, затем – в Житомир, поле чего вернулся в Киев

1901

написал первую книгу «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н. К. Михайловском»

1904–1905

переехал в Петербург и вошёл в редакцию журнала «Новый путь», затем журнала «Вопросы жизни»; познакомился с Л. Ю. Трушевой11, Л. И. Шестовым, С. Н. Булгаковым, Д. С. Мережковским, А. Белым, В. В. Розановым, З. Н. Гиппиус, Вяч. И. Ивановым и др.

1907

опубликовал две работы: «Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные, литературные» и «Новое религиозное сознание и общественность»

1908

переезжает в Москву, где знакомится с М. А. Новосёловым и участниками его «Кружка ищущих христианского просвещения»

1911

уезжает в Италию, издаёт книгу «Философия свободы» и начинает работу над «Смыслом творчества»

1912

начинает отход от православного кружка

1913

публикует в газете «Русская молва» статью «Гасители духа» с яростной критикой действий Священного Синода по отношению к «имяславцам»; привлекается к суду12

1916

издаёт книгу «Смысл творчества»

1917

становится членом Совета Республики от общественных деятелей

1918

работает вице-председателем Всероссийского союза писателей; пишет работу «Философия неравенства. Письма к недругам о социальной философии»13

1919–1922

создаёт у себя на квартире Вольную академию духовной культуры, читает ряд курсов14

1920

избирается профессором Московского университета, дважды подвергается аресту15

1922–1924

29 сентября покидает Родину; обосновывается в Берлине, затем переезжает в Париж16; создаёт Религиозно-философскую академию, становится деканом вновь открытого Русского научного института17, входит в совет Русского студенческого христианского движения18; участвует в создании философских журналов «София» и «Путь»19; издаёт книгу «Новое средневековье. Размышления о судьбе России и Европы»

1927

получил премию Французской Академии за книгу «Философия свободного духа»

1930

участвовал20 в основании Лиги православной культуры21

1947

избирается почётным доктором Кембриджского университета; выходят его книги «Русская идея» и «Опыт эсхатологической метафизики»

1948

23 марта скончался и похоронен на кладбище в Кламаре

________________________

1 1901 г.

2 1907 г.

3 1916 г.

4 В. Розанов, Д. Мережковский и А. Карташов

5 Л. Шестов, В. Зеньковский, С. Левицкий

6 1924 г.

7 О. Шпенглер, М. Шеллер, Ж. Маритен, Г. Марсель, Ж. Блок и др.

8 87 статей в течение 1924–1940 гг.

9 1943 г.

10 Род Бердяевых известен с ХV в.

11 Его будущая жена, с которой он прожил до самой её смерти в 1945 г.

12 Отложен в связи с начавшейся мировой войной

13 Издана в Берлине в 1923 г.

14 Они легли в основу работ «Смысл истории» и «Миросозерцание Достоевского»

15 Первый раз был допрошен лично Ф. Э. Дзержинским и отпущен, второй раз – выслан из страны

16 В 1924 г.

17 Для эмигрантской молодёжи

18 Вплоть до 1936 г.

19 61 номер в течение 1925–1940 гг.

20 Вместе с о. Сергием (Булгаковым), Г. Федотовым, И. Фондаминским и о. Василием (Зеньковским)

21 1930–1935 гг.

Читать аннотацию полностью Скрыть аннотацию

Материалы коллекции

Сортировать
По релевантности
По названию (от А до Я)
По названию (от Я до А)
По автору (от А до Я)
По автору (от Я до А)
По дате издания (по возрастанию)
По дате издания (по убыванию)
Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией, перейдите по ссылке .