Любовь музыке передавалась из поколения в поколение семьи Шереметевых, став неотъемлемой частью их любви к искусству. Крайне разнообразны были и формы взаимоотношения с музыкой, будь то создание собственных хоров и оркестров, театральные и оперные постановки, собственное сочинительство, дирижирование и игра на различных музыкальных инструментах, традиции совместного домашнего музицирования, пестование талантливых крепостных музыкантов, контакты с известными российскими и зарубежными музыкантами, руководство Придворной певческой капеллой и многое другое. В настоящем разделе собраны книги, ноты, статьи, посвященные этой теме. Остановимся подробнее на некоторых из них.
Личность фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева (1652-1719), его подвиги и деяния пользовались большой популярностью среди народа, став темой многих песен петровского времени. В сборниках П.В. Киреевского (М., 1870, 1872) можно встретить тексты былевых и исторических песен «Поход Шереметева под Ригу», «Сборы и выезд Шереметева. Песня его», «Едет Шереметев граф Борис Петрович» и др.
Сын Бориса Петровича Шереметева, граф Петр Борисович Шереметев (1713-1788), был большим знатоком и ценителем искусства. Музыка сопровождала спектакли и балы петербургского особняка на Фонтанке. Позже музыка органично входит в жизнь подмосковной усадьбы Кусково, ее парк был «полон звуков, музыкой наполнены аллеи. Тут и поющие флюгеры, и звенящие колокольчики, и эолова арфа, и стекло, звучащее под ударами фонтанных струй, тут и оркестр, и театр, где крепостные изображали царей и принцесс, а аристократы – пастухов и пастушек» [1, 77].
В 1779 г. в Кусково состоялась премьера первого спектакля. Шереметевский театр считался лучшим среди современных ему крепостных театров, граф создает и собственный театральный оркестр, который к моменту его смерти насчитывал от 40 до 50 музыкантов (в штате театра в тот момент состояло около 170 человек). Спектакли театра в Кусково могли посещать многие москвичи – как титулованные особы, так и любители театра из разночинцев. Таланты кусковского театра пестовались, воспитывались с детства: в 1791 г. здесь открыли школу для обучения актеров и музыкантов.
При П.Б. Шереметеве создается знаменитая капелла Шереметевых, просуществовавшая около 150 лет. Одним из первых ее руководителей стал Степан Аникиевич Дегтярев (1766-1813) – композитор, хормейстер, дирижер и актер, педагог. Творчество крепостных музыкантов – особая страница в истории рода Шереметевых. В семилетнем возрасте Дегтярев был зачислен в капеллу графа П.Б. Шереметева в Кусково, по желанию графа Петра Борисовича юноша получил хорошее общее и музыкальное образование, пел в церковном хоре, выступал в спектаклях домашнего крепостного театра. Позже занимался с итальянским композитором Джузеппе Сарти (1729–1802), другом нового владельца имения – графа Н.П.Шереметева (1751–1809), посещал занятия по русской словесности и итальянскому языку в Московском университете, ездил со своим учителем в Италию. Музыкант в совершенстве владел несколькими европейскими языками, играл на гуслях, скрипке, фортепиано.
С 1790-х годов Дегтярев становится дирижером и руководителем шереметевской капеллы, выступавшей в лучших залах Петербурга и Москвы. Один из самых образованных музыкантов своего времени, Дегтярев предлагает свой метод обучения хоровому пению, а в 1805 г. выступает переводчиком с итальянского и комментатором универсального теоретического пособия Винченцо Манфредини «Правила гармонические и мелодические для обучения всей музыки... В предисловии Дегтярев пишет, что, «довольно испытав познание и охоту» графа Н.П. Шереметева к музыке, он посвящает этот труд ему: «Имя Вашего Сиятельства, украшая сие сочинение, впечатляемо было навсегда в памяти любителей его, и чтобы существовало до тех пор, пока существовать будут любители и учащиеся музыки».
Дегтярев сочинил около 60 концертов духовной музыки. В историю музыки он вошел как автор первой русской оратории «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы». В предисловии к нотам, вышедшим в издательстве «П. Юргенсон», указано, что музыкальный текст изложен на основании двух рукописных партитур, принадлежащих графу Сергею Дмитриевичу Шереметеву. На одной из электронных копий этого сочинения из фондов РГБ виден экслибрис библиотеки графа С.Д. Шереметева. Оратория на текст Н. Д. Горчакова была исполнена накануне Отечественной войны 1812 года. Примечателен и факт исполнения оратории в 1818 году при открытии памятника Минину и Пожарскому. Звучание симфонического и рогового оркестров, разнообразие вокальных партий, умелое развитие музыкальной драматургии, эффект пушечной пальбы в апофеозе произвели огромное впечатление на публику.
Расцвет шереметевской капеллы связан с именем известного хорового музыканта Гавриила Якимовича Ломакина (1812-1885). Он возглавлял ее около полувека, почти 12 лет он посвятил и Придворной певческой капелле. Талантливый мальчик из семьи крепостного крестьянина в 10 лет был перевезен в Петербург, в капеллу графа Дмитрия Николаевича Шереметева. В 19 лет он становится ее капельмейстером, затем руководителем. Талант хормейстера приносит капелле Шереметевых славу лучшей в Петербурге. Успех хора был настолько велик, что в 1838 г. граф Д.Н. Шереметев дает Ломакину вольную. К концу 50-х годов шереметевский хор достиг наивысшего расцвета, приобретает европейскую известность. Приезжая в Петербург, его с воторгом слушают знаменитые иностранные музыканты – Ференц Лист, Гектор Берлиоз, Полина Виардо, Луиджи Лаблаш, Личность Г. Ломакина высоко ценил М.И. Глинка, посвятивший ему романс «К Молли» из цикла «Прощание с Петербургом».
В статье В.И. Аскоченского «Концерт Шереметевского хора, данный под управлением г. Ломакина, в зале Дворянского собрания, 5-го апреля 1872 г.» читаем: «Почти полтораста лет просуществовал хор шереметевский, заняв первое место после Императорской Придворной капеллы, и в последнее время, под искусной рукою г. Ломакина, далеко опередивший ее <…> Надо слышать его, чтобы ощутить всю громадную силу голосов, все искусство исполнителей, всю энергию просвещенного их руководителя. Здесь каждый певец – артист <…> Главное то, что хор шереметевский умел в совершенстве усвоить себе тот всемирный язык, которым говорили великие композиторы всех времен и народов». Капелла графа Шереметева пела во время богослужений, но исполняла и светскую хоровую музыку, сочинения Баха, Палестрины, Дуранте, Марчелло и др.
Вспоминая расцвет шереметевской капеллы, С.Д. Шереметев пишет: «Не боюсь упрека в пристрастии, но при всем совершенстве некоторых современных хоров, все же души той в них нет, нет неподражаемых оттенков, – и это незабвенная заслуга Ломакина. Нет уж того, как бывало, когда стройное множество громких голосов постепенно замирало, и потрясающие созвучия захватывали дух. Лист плакал, слушая это пение… У кого тогда не билось сердце и не пробегали мурашки… Словами не передать этого чувства, но кто, любя музыку, хоть раз слышал это пение, тот не забудет его до конца!..» [1, 158].
Ломакин был известным композитором своего времени. Краткую характеристику его духовной музыки дает протоиерей Василий Металлов в «Очерке истории православного церковного пения в России». Творчество Г. Ломакина недостаточно хорошо изучено, к нему обращаются современные исследователи. Диссертация Ю.М. Рогачевой «Г.Я. Ломакин и отечественная хоровая культура» (Москва, 2013) представляет собой первое исследование хорового творчества Г.Я. Ломакина, которое рассматривается в контексте развития отечественной хоровой культуры. В научный обиход вводится ряд архивных документов, связанных с историей Придворной певческой капеллы, капеллы Шереметевых и деятельностью Ломакина [2].
Три десятка лет жизни Г. Ломакина были посвящены преподаванию, он служил более чем в тридцати учебных заведениях Петербурга (в т.ч. Театральном училище, Императорском училище правоведения, Царскосельском лицее, Пажеском корпусе, Смольном институте). Среди его учеников – В. В. и Д. В. Стасовы, А. Н. Серов, П. И. Чайковский, дирижёры Ю. Н. Голицын и К. Н. Лядов, певцы И. А. Мельников, А. Я. Петрова-Воробьёва, Л. И. Кармалина, Ю. Ф. Абаза и другие.
Музыкант – автор нескольких учебников по вокально-хоровому искусству. «Краткая метода пения Г. Ломакина» помимо исторической ценности обладает практической значимостью. Ломакин создал уникальное методическое пособие по обучению элементарной теории музыки, хоровому пению и индивидуальному вокалу. «Упражнения Методы могут применяться в вокальной работе профессиональных, учебных и самодеятельных хоров, любых видов вокальных ансамблей и т.п. Особенно полезной должна стать «Краткая метода» Ломакина для начинающих хоровых дирижёров, причём наиболее интересным для них может оказаться теоретический раздел, а ознакомление с историей и эволюцией пособия позволит получить наглядное представление о некоторых аспектах становления отечественного хорового искусства» [2, 17]
Романс Г. Ломакина «К луне» позволяет познакомится с образцом его вокальной лирики. Важной вехой жизни Ломакина стало совместное с композитором М.А. Балакиревым создание в 1862 году Бесплатной музыкальной школы. Ломакин стал ее первым директором и дирижером хора. Д.Н. Шереметев разрешил Ломакину использовать свою певческую залу для дневных занятий школы. «Число желающих учиться в Бесплатной школе было с самого же начала так громадно, что граф Шереметев, стоя у окна своего дома, следил за приходящими в классы (в его доме) и ужасался их многочисленности: «"Точно в церковь валят", – говорил он своей старушке Татьяне Васильевне...», – писал В.В. Стасов [3].
Страсть к музицированию – неотъемлемая часть жизни разных поколений Шереметевых. Среди талантов графа Николая Петровича Шереметева – профессиональная игра на скрипке, виолончели, фортепиано. Он умел читать партитуры, управлять оркестром, в юности мечтал быть дирижером. Любовь к искусству сыграла особую роль в истории семьи Шереметевых. «Судьба нашего рода овеяна красивой поэтической историей о браке Николая Петровича Шереметева и крепостной актрисы и певицы Прасковьи Ивановны Жемчуговой-Ковалевой, – говорит граф Петр Петрович Шереметев (1931). – Наверное именно она всем нам, своим потомкам, передала любовь к искусству, способности в области музыки и театра» [4, 163]. «У бабушки Прасковьи Ивановны был прекрасный голос, и когда она певала, Николай Петрович аккомпанировал ей на виолончели, а Татьяна Васильевна (Шлыкова) перелистывала ноты, – вспоминал С.Д. Шереметев. – Всегда с особым наслаждением вспоминала она об этих вечерах» [1, 159].
Прасковья Ивановна обладала редким по красоте лирическо-драматическим сопрано, играла на клавесине и арфе. Актрисе приписывается авторство песни «Вечор поздно из лесочка…». Со временем песня стала народной, в ней появились новые строки. Представленная в коллекции книга Петра Алексеевича Бессонова «Прасковья Ивановна графиня Шереметева: Ее нар. песня и родное ее Кусково» (М., 1872 г.), по мнению М.Д. Ковалевой, – до сих пор самый обстоятельный труд о графине-крестьянке. Работая над книгой, автор тщательно изучал архивы, портрет актрисы складывается из описания ее внешности, характера, бытовых условий, в которых она воспитывалась. Бессонов воспроизводит несколько вариантов «Парашиной песни», которая «до последней мелочи отвечает ее натуре, характеру и воспитанию», одинаково «наша Русская народная крестьянская песня, и романс в его лучшем, западном, Европейском смысле» [5, 27].
Дмитрий Николаевич Шереметев лишился матери когда ему было несколько недель, но, как пишет С.Д. Шереметев, любовь к музыке у отца была наследственная. Любимыми операми его были Оберон, Семирамида, Сомнамбула, Лучия… Дмитрий Николаевич очень любил русские романсы, в молодости сам певал, в особенности любил дуэт А. Варламова «Пловцы» [1,162]. На музыкальных вечерах «отец оживлялся и подпевал, несмотря на обычную скромность свою и значительную слабость голоса. Но он не мог удержаться, чтобы не подойти к фортепиано и не повторить кому-либо из певших, когда пение ему нравилось» [1, 167].
Сам С.Д. Шереметев в период с 1883 по 1894 годы был начальником Придворной певческой капеллы, ратовал за издание рукописей, связанных с церковно-певческим искусством. История этого заведения уникальна и восходит к 1476 г., когда в Москве был создан мужской хор Государевых певчих дьяков для участия в церковных службах и для «мирских забав царского двора» [8]. Пережив столетия, меняя названия (Придворный хор, Императорская придворная певческая капелла), он получил всемирное признание и по сию пору существует в Санкт-Петербурге под названием Государственная академическая капелла имени М.И. Глинки. Важным условием выполнения задачи «улучшения церковного пения в России», которая ставилась перед капеллой, Сергей Дмитриевич считал необходимым привлечение к делу лучших музыкальных русских сил. В годы службы С.Д. Шереметева в Капелле ее управляющим был М.А. Балакирев, его помощником – Н. А. Римский-Корсаков. Придворная певческая капелла становится уникальным учебным и творческим центром, в котором процесс обучения и воспитания молодых музыкантов органично сочетался с концертно-исполнительской деятельностью.
В домах и усадьбах Шереметевых всегда звучала музыка, неудивительно, что эта фамилия известна и среди творцов музыки. Борис Сергеевич Шереметев (1822- 1906) происходил из нетитулованной ветви рода Шереметевых, был младшим из десяти детей Сергея Васильевича и Варвары Петровны Шереметевых. В 1836 г. он поступил в Пажеский корпус, с 1842 г. служил в лейб-гвардии Преображенского полка, участвовал в обороне Севастополя. В 1910 году внучатый племянник музыканта, граф Павел Сергеевич Шереметев (1871-1943), издал свою книгу «Борис Сергеевич Шереметев», в которой подробно изложил его биографию, опубликовал ноты самых известных сочинений [6].
В своем имении в селе Волочаново Борис Сергеевич организовал музыкальный салон. В 1860-е гг. Волочаново являлось музыкальным центром не только Волоколамского уезда, но и всей округи. На музыкальных вечерах звучали и фортепианные сочинения Б.С. Шереметева - полька “Souvenir de Volotchanoff», «Pakrovky-valse», полька-мазурка «Le regret».
В 1859 году в Петербурге был написан знаменитый романс Б.С. Шереметева на стихи А.С. Пушкина «Я вас любил», посвященный графине Берте Мольтке. Тонкость переживаний, светлая грусть, задушевность сделали его одной из жемчужин русской вокальной лирики. Этот романс очень нравился Александру III, особенно его последние строки. Романс Шереметева исполняли великие певцы: Надежда Обухова, Иван Козловский, Артур Эйзен, Борис Штоколов, Николай Гяуров, Владимир Атлантов, Зураб Соткилава. Петр Петрович Шереметев вспоминает как его мать пела этот романс, а отец аккомпанировал ей на гитаре.
Этот романс особым образом окрашивает историю шереметевского рода. «Незадолго до своей смерти Борис Сергеевич вдруг вышел в залу, сел к роялю и заиграл свой романс «Я вас любил», – вспоминала Т. А. Аксакова-Сиверс. – Все его дети были тут и подхватили мелодию. Я слушала затаив дыхание. И слова, и музыка были непревзойденной красоты» [1, 361].
В нотах романса Б.С. Шереметева «Мне не к лицу шутить» указано, что написан он на слова «Кн. В». В 1873 году композитор написал его на стихи князя Петра Андреевича Вяземского. Будучи тяжело больным, он прислал из-за границы грустное стихотворение С.Д. Шереметеву, просил его не распространять. «Борис Сергеевич прочел его и положил на музыку. Вяземский, услышав романс, остался весьма доволен» [1 ,361]. Романс «Средь шумного бала» на стихи А.К.Толстого посвящен Софье Петровне Шиповой, урожденной Ланской – дочери жены Пушкина Наталии Николаевны, во втором браке Ланской. Романс «Еще томлюсь тоской» на стихи Федора Ивановича Тютчева посвящен Александре Павловне Вяземской, внучке поэта. Во время Крымской войны капитан Шереметев поступил в дружину ополчения Московской губернии, где командовал ротой и заведовал хором. Тогда и возник «Марш, сочиненный в 1855 году для Волоколамской дружины».
В отделе рукописей РГБ хранится Альбом нотных автографов (Ф. 341 к. 74 ед. 1). Необыкновенно его оформление. Переплет – картон, обтянутый темно-бордовым бархатом, украшен деревянными резными рамками. Верхняя – с гербом рода Шереметевых и девизом на латинском языке: «Бог хранит все». Нижняя рамка – с миниатюрой в красках под стеклом. На муаровых форзацах – печать с гербом Шереметевых, альбом имеет металлический замочек. Автограф Фредерика Шопена, прелюдия №20 для фортепиано, имеет точную датировку (Париж. 1845, май 20). Вероятно, появление этого автографа связано с общением с композитором графини Анны Сергеевны Шереметевой (1811-1849). Мать графа Сергея Дмитриевича Шереметева, родная сестра композитора Бориса Сергеевича Шереметева, была прекрасным музыкантом. Будучи за границей, она слушала Шопена и даже брала у него уроки музыки в зимние месяцы 1842-43 гг. В 1846 году супругом младшей сестры Анны Сергеевны, Елизаветы Сергеевны Шереметевой, стал австрийский пианист и композитор Теодор Делер (1814-1856). Его автограф, как и автограф Ференца Листа, также присутствует в этом уникальном нотном альбоме.
Представленный в коллекции «Траурный марш на кончину государя императора Александра II» знакомит с творчеством Александра Дмитриевича Шереметева (1859-1931) – сына графа Дмитриевича Николаевича Шереметева от брака с его второй женой, Александрой Мельниковой, единокровного брата графа Сергей Дмитриевича Шереметева. По словам С. Понятовского, «его сочинения, в основном духовного содержания, проникнуты глубоко религиозным чувством и хорошо инструментованы» [7, 90]. Александр брал уроки фортепиано у Теодора Лешетицкого, вокала у Ивана Мельникова.
Делом его жизни стали «Общедоступные концерты». Благородная просветительская идея, разнообразие программ сделали их необычайно популярными с момента их появления и сыграли огромную роль в приобщении к музыке большого количества людей. С.П. Понятовский в книге «Оркестр графа А.Д. Шереметева. Общедоступные концерты» приводит выдержки из прессы того времени: «Деятельность гр. А.Д. Шереметева займет почетнейшее место в истории русского меценатства. Подобно Солдатенкову в издательстве, С.И. Мамонтову в области оперы, Третьякову в живописи, гр. А.Д. Шереметев создал крупнейшее художественное предприятие, послужившее не мало культуре России!» [7,11]. С оркестром графа А.Д. Шереметева в разные годы выступали С. Рахманинов, А. Зилоти, Л. Годовский Л. Собинов, Ф. Шаляпин, А. Нежданов, А. Вяльцева.
Стремление расширить благотворительную деятельность приводит к созданию «Музыкально-исторического общества графа А.Д. Шереметева». Деятельность организации оказалась самой широкой, будь то бесплатные лекции, музыкальные курсы или установка в Петербурге мемориальных досок А. Даргомыжскому, М. Балакиреву, А. Серову, М. Мусоргскому. С 1901 по 1917 гг. А.Д. Шереметев возглавляет Придворную певческую капеллу.
Традиции своих предков сегодня продолжает Петр Петрович Шереметев – ректор Русской консерватории имени С.В. Рахманинова в Париже. «С самого детства меня окружала музыка. Отец (Петр Петрович Шереметев, 1908—1972) был замечательным музыкантом, капельмейстером в нашем соборе в Марокко. Много лет мы вместе с родителями пели в четыре голоса: отец – бас, мать – сопрано, сестра – альт, и я – тенор. Отец играл на виолончели, на рояле, аккомпанировал на гитаре матери, которая обладала чудесным голосом. Вместе они пели старинные русские романсы» [4, 162]. Петр Петрович тоже пел эти романсы, существуют их записи.
Русская консерватория была открыта в 1923 г., когда в эмиграции оказались многие известные русские музыканты. Она создавалась как учебное заведение, продолжающее музыкальные традиции Императорского русского музыкального общества, Петербургской и Московской консерваторий. У истоков Парижской русской консерватории стояли композитор и дирижёр Н. Черепнин, бывший директор императорских театров, князь С. Волконский, певец Ф. Шаляпин, композиторы А. Гречанинов, А. Глазунов. В 1931 г., когда Черепнин покинул консерваторию, директором был избран князь С. Волконский, а почетным председателем стал С. Рахманинов. Профессорскую коллегию возглавили Александр Глазунов и Николай Метнер. В разные годы здесь преподавали Н. Метнер, А. Глазунов, Ю. Конюс, В. Поль, П. Ковалёв, П. Львовская, Е. Степанова, Н. Кедров, С. Гладкая-Кедрова, М. Славина и другие. Музыковедческие дисциплины вел богослов, композитор, философ В. Ильин. Танцевальный класс вел знаменитый танцовщик Серж Лифарь. Обучение велось на русском языке, консерватория была одним из важных центров русской эмиграции. С тех пор каждое следующее поколение музыкантов поддерживает эту эстафету. Сегодня обучение ведется на двух языках, но здесь по-прежнему поддерживаются традиции русской музыкальной культуры.
Список литературы:
1. Шереметевы в судьбе России. – М., 2001
2. Рогачева Ю.М. Г.Я. Ломакин и отечественная хоровая культура : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения. - Москва, 2013
3. Стасов В.В. Двадцатипятилетие бесплатной музыкальной школы // В. В. Стасов. Избранные сочинения в трех томах. Живопись, скульптура, музыка. Том третий . - М., "Искусство", 1952
4. Баяхунова Л.Б. Граф Петр Шереметев и Русская консерватория в Париже // Музыкальная Академия. 2002 № 6. - с. 161
5. Ковалева М.Д. Прасковья Ивановна и Дмитрий Николаевич Шереметевы в литературе // Московские шереметевские чтения. Материалы научной конференции. – М., 1998, с. 27
6. Шереметев П.С. Борис Сергеевич Шереметев, 1822-1906 : [Биогр. очерк]. - М. : Синод. тип., 1910.
7. Понятовский С.П. Оркестр графа А.Д. Шереметева. Общедоступные концерты. – М: Музыка, 2011
8. Семенюк А.А. Издания Придворной певческой капеллы в нотном фонде РГБ (к вопросу нотографического учета духовной музыки) // Румянцеские чтения - 2003 : Междунар. Конф.Тез. и сообщ. – М,, 2003
Составители:
Л.Б. Баяхунова, главный специалист отдела формирования фондов НЭБ (РГБ), кандидат искусствоведения
М.Д. Ковалева, доцент кафедры региональной истории и краеведения Историко-архивного института РГГУ, заслуженный работник культуры РФ
А.А. Семенюк, заведующая Отделом нотных изданий и звукозаписей РГБ, кандидат педагогических наук