2019 год богат юбилейными датами в мире музыки. Одна из них – 175-летие со дня рождения Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844-1908), одного из самых выдающихся и интересных русских композиторов второй половины XIX – начала ХХ вв.
Н.А. Римский-Корсаков, с детства мечтавший о море и карьере морского офицера, становится композитором, дирижером, профессором композиции, автором труда по оркестровке. Он входит в знаменитую «Могучую кучку» под лидерством М.А. Балакирева, служит в Певческой капелле, преподает в консерватории.
Музыка Римского-Корсакова очень понятна и духовно близка каждому. Его имя вызывает в памяти целую гряду оперных шедевров – «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Млада», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Моцарт и Сальери», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Кащей бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок» ... Они ставились не только в России, но и на мировых сценах: во Франции, Испании, США, Чехии, Бельгии, Италии. Проживающие здесь в большом количестве русские певцы-эмигранты становились участниками премьерных постановок. Ноты этих сочинений можно найти в настойщей коллекции.
Романсы композитора, мелодичные и полные лирики, отражают глубокую образную сферу, а симфонические картины и сюиты полны глубокого звукосозерцания. "Пожалуй, впервые именно у Корсакова живописание и очеловечивание природы как некоей животворной, вечной и многоликой стихии стало одной из основных творческих задач", – пишет С. Слонимский в книге «Свободный диссонанс», называя Римского-Корсакова «Творцом музыкальных чудес». Ощущением силы и красоты природы проникнуты многие его оперные страницы. Образ моря в симфонической сюите «Шехерезада» – один из шедевров мирового музыкального искусства, картина и переживание человека, наблюдавшего водную стихию во многие дни своего морского кругосветного путешествия в юности. Уже с первой репетиции невероятный успех имело «Испанское каприччио» - яркое и колоритное сочинение мастера оркестра и изобретательного художника, невероятно точно передавшего дух и образ далекой страны.
Римский-Корсаков воспитал около 200 композиторов, дирижёров и музыковедов, среди которых – А.К. Глазунов, А.К. Лядов, А.С. Аренский, М.М. Ипполитов-Иванов, А.Т. Гречанинов, Н.Н. Черепнин, И.Ф. Стравинский, Н.Я. Мясковский, С.С. Прокофьев, М.А. Баланчивадзе, Я. Витол, Н.В. Лысенко, А.А. Спендиаров. "Одного перечисления его учеников достаточно чтобы понять, как велико было "строительство" Римского-Корсакова в музыкальной области, какого изумительного организатора имела в его лице русская музыкальная школа", – писал П.Н. Бронский в книге о композиторе. Настольными учебными пособиями для музыкантов и поныне являются "Практический курс гармонии" и "Основы оркестрки" Римского-Корсакова (том 1, том 2 ).
Свои мысли о жизни и творчестве Римский-Корсков изложили в «Летописи моей музыкальной жизни». Ценнейший документ создавался на протяжении тридцати лет, одно из самых значительных произведений мемуарной литературы представлено в коллекции изданиями 1909 и 1928 года.
Фонды РГБ и РНБ содержат ценные материалы, связанные с творчеством Римского-Корсакова, издания конца XIX - начала XX вв. В их числе – клавир оперы "Золотой петушок" с обложкой Ивана Яковлевича Билибина (1876-1942), вышедший в издательстве "П.Юргенсон". «Билибин создал многокрасочные рисунки титулов, несмотря на некоторые моменты стилизации, могущие служить образцом художественного оформления нот в национальном стиле», – писал Б.Л. Вольман в книге "Русские нотные издания XIX – начала XX в." (Л., 1970, с. 179).
Многие издания и документы оцифрованы и вошли в настоящую коллекцию. В их числе – открытка с портретом композитора и его автографом 1895 года, хранящаяся в РНБ:
Открытка с портретом композитора из фондов РГБ:
Автограф композитора, датированный 30 янв. 1904 г. из фондов РНБ:
Программа представления оперы "Снегурочка" 9 ноября 1911 года в Императорском Большом театре, оцифрованная РГБ, позволяет увидеть созвездие имен, занятых в этом спектакле.
В коллекции можно увидеть все основные сочинения Римского-Корсакова. Особый интерес вызывают экземпляры с красивым художественным оформлением. Как, например, клавир оперы "Садко" - издание М.П. Беляева, хранящееся в РГБ.
Н. Римский-Корсаков. Садко: опера-былина : в 7 картинах. - М.П. Беляев. - 416 с.
Творчество Римского-Корсакова освещается на разных порталах. Представление о его музыке обогатят также эти ресурсы:
Оперы Римского-Корсакова – тематическая подборка портала Культура.рф
Опера «Садко» Николая Римского-Корсакова - публикация портала Культура.рф
Гардемарин, композитор, педагог Римский-Корсаков – в материалах Президентской библиотеки
Сайт музея-квартиры Н.А. Римского-Корсакова на Загородном проспекте, Санкт-Петербург
Составители:
Л.Б. Баяхунова, начальник Отдела популяризации НЭБ (РГБ), кандидат искусствоведения
А.А. Семенюк, заведующая Отделом нотных изданий и звукозаписей РГБ, кандидат педагогических наук