Версия для слепых

Иоганн Гутенберг

9 книг в коллекции
Показать все
Первый типограф Европы
Иоганн Гутенберг

Изобретатель печатного станка Иоганн Гутенберг родился в 1396 году в немецком городе Майнце. Он был младшим сыном в семье, и мать, чтобы не исчез ее знатный род Гутенбергов, дала Иоганну свою фамилию. О детстве будущего мастера ничего не известно, но поскольку и мать, и отец принадлежали к высшему сословию, жизнь Иоганна мало отличалась от жизни его богатых сверстников в Майнце.

Дом в Майнце, где родился Иоган Гутенберг

В 1416 году обстоятельства изменились: изгнанные горожанами, знатные семьи покинули Майнц. Новым местом жительства был выбран Страсбург, где Иоганн был вынужден стать ремесленником.

Здесь же, в Страсбурге, Иоганн Гутенберг занялся изучением способов тиснения рукописей. Способ тиражирования изображений посредством оттиска с гравированного оригинала к тому времени был хорошо известен. Первоначально тиснение применялось для нанесения рисунков на ткани и на ковры. Гравированные изображения с подписями к ним применялись и в оформлении рукописных книг. Получили распространение оттиснутые с гравюры отдельные листы, содержащие изображения на библейские темы с сопроводительными надписями. Гутенбергу пришла мысль нарезать отдельные буквы, которые можно составлять в произвольном порядке. В этом простом решении и состояло его изобретение. В своей мастерской под Страсбургом Гутенберг изготовил одинаковые деревянные бруски, на одной стороне каждого из них вырезал рельефную букву в зеркальном отображении, а сбоку проделал отверстие. Буквы он собрал в строку, через отверстия пропустил шнурок, которым ее связал. Нанеся краску и приложив лист бумаги, мастер получил первый отпечатанный наборный лист.

Наборный шрифт

Оставалось изготовить необходимое количество букв, чтобы ими можно было набрать большой текст. Принцип был найден, но чтобы печатать целые книги, нужно достаточное количество отдельных литер. К тому же дерево – материал непрочный, деревянные буквы легко ломались, и нужно было решить и эту проблему. Но у Гутенберга не было средств, чтобы создать устройство, которое могло бы изготавливать книги найденным им способом.

В поисках средств Гутенберг в 1445 году вернулся в родной Майнц, а еще через пять лет получил долгожданный кредит. Богатый горожанин Иоганн Фауст дал деньги на довольно жестких условиях. Гутенберг принялся за доведение своего изобретения до промышленного образца. Прежде всего он занялся материалом для литер и изобрел сплав из металлов, который давал нужный результат. Первой напечатанной Гутенбергом книгой была латинская грамматика Элия Доната. Несколько сохранившихся листов этой книги есть в Национальной библиотеке Франции.

Первый печатный станок Гутенберга

После довольно успешных первых опытов Гутенберг приступил к главному делу своей жизни – печати Библии. Подготовка и сама печать продолжались 5 лет, и 24 августа 1455 Библия Гутенберга была напечатана в двух томах. Первый том имеет 324 листа, второй – 317. Текст на страницах расположен в два столбца. Страницы не нумерованы. Каждая страница содержит 42 строки, отчего труд Гутенберга называют еще «Сорокадвухстрочной Библией». В наборном тексте заглавные буквы пропущены – их нужно было рисовать вручную.

По современным подсчетам общий тираж Библии составил около 180 экземпляров. Большая часть книг была напечатана на итальянской бумаге. Около 45 экземпляров было издано на пергамене. Предполагается, что большинство книг приобрели монастыри, университеты и особенно богатые люди (известно, что некоторые экземпляры продавались по цене в 30 флоринов).

Мастерская Гутенберга

Перед самым выходом Библии из печати Иоганн Фауст вменил мастеру судебный иск на более чем 2000 золотых гульденов в счет погашения выданного ранее кредита и в качестве уплаты получил все: печатный станок, шрифты, материалы, уже готовые листы будущей книги. Фауст продолжил дело книгопечатания вместе с Петером Шеффером, ставшим его зятем. Ими были напечатаны «Псалтирь» и «Rationale» Дюранда.

К счастью, Гутенберг нашел нового спонсора в лице Конрада Гумери. Благодаря его финансовой поддержке мастер изготовил новый шрифт и продолжил свое дело. В 1460 году он выпустил «Catholicon» – латинскую грамматику Иоанна де Януа. Эта книга состояла из отпечатанных в два столбца (как и Библия) 373 страниц.

Боясь преследования кредиторов, Гутенберг не мог объявить себя собственником типографии, не мог ставить своего имени на печатаемых книгах. Возможно, мы так бы и не узнали, что книгопечатание изобрел Гутенберг, если бы признательный Петер Шеффер на одной из изданных им книг не сделал памятной надписи: «В 1450 году в Майнце изобретено талантливым Гутенбергом удивительное типографское искусство, которое впоследствии было улучшено и распространено в потомстве трудами Фауста и Шеффера».

В 1462 году, когда Майнц был атакован войсками Адольфа Нассауского, он принял к себе на службу Гутенберга. Мастер был назначен на должность камергера с пожизненным содержанием, причем от явки при дворе он был освобожден.

Счастье на закате жизни улыбнулось Гутенбергу, он более не страдал от материального недостатка. Но в конце января 1468 года Иоганна Гутенберга не стало. Он был похоронен в Майнце, в городе, в котором родился, где в детстве и юности жил в богатстве, откуда был изгнан, куда вернулся для своего великого дела. Могила его на кладбище доминиканского монастыря потеряна.

В 1837 в Майнце Гутенбергу был установлен памятник, отлитый из бронзы датским скульптором Биертелем Торвальдсеном.

Библия Гутенберга из собрания Российской государственной библиотеки

Библия Гутенберга, том 1 

Библия Гутенберга, том 2 

«Сорокадвухстрочная Библия» Иоганна Гутенберга – выдающийся памятник типографского искусства. Это первая крупноформатная печатная книга и первое издание Библии на латинском языке. Книга отпечатана в два столбца по 42 строки, за исключением л. 1-9, 129-132, имеющих по 40 строк, и листа 10, включающего 41 строку.

Уникальность экземпляру придают 282 миниатюры – иллюстрации к тексту, расположенные по нижнему полю, и многоцветные, с применением твореного золота бордюры; некоторые из них выполнены во французской манере середины XV века, возможно, Петером Шеффером.

Один из 48 сохранившихся экземпляров и один из четырех полных экземпляров на пергамене.

Переплет второй половины XIX в. из дерева, с геометрическим орнаментом, составленным из различных по цвету пород дерева. Золотой обрез. Накладные серебряные с позолотой средники, наугольники и застежки.

Напечатано в Майнце в 1454/1455 годах – не позднее августа 1456 года.

 

Читать аннотацию полностью Скрыть аннотацию

Материалы коллекции

Сортировать
По релевантности
По названию (от А до Я)
По названию (от Я до А)
По автору (от А до Я)
По автору (от Я до А)
По дате издания (по возрастанию)
По дате издания (по убыванию)
Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией, перейдите по ссылке .