Версия для слепых

Колумб поэтических материков

472 книги в коллекции
Показать все
К 135-летию со дня рождения Велимира Хлебникова
Колумб поэтических материков

Литературное наследие Велимира (Виктора Владимировича) Хлебникова (1885–1922) в настоящее время набирает популярность как у отечественных, так и у зарубежных читателей, исследователей, ученых. Процесс осмысления произведений русского футуриста, поэта и прозаика, преобразователя поэтического языка и создателя «заумной речи», начавшийся еще при жизни писателя, обычно активизировался в те годы, которые были юбилейными по отношению к его биографии. Сегодня уже без преувеличения можно говорить о «хлебниковедении» – целом литературоведческом течении, главной целью которого является научное изучение сочинений выдающегося новатора слова.

Широкой аудитории Велимир Хлебников известен более всего как поэт-реформатор, неустанный изобретатель неологизмов, создатель оригинальной художественной теории, оказавшей весомое влияние на мировое искусство XX века. «Поэтическая слава Хлебникова неизмеримо меньше его значения. Всего из сотни читавших – пятьдесят называли его просто графоманом, сорок читали его для удовольствия и удивлялись, почему из этого ничего не получается, и только десять (поэты-футуристы, филологи “ОПОЯЗа”) знали и любили этого Колумба новых поэтических материков, ныне заселенных и возделываемых нами». Таково мнение В. В. Маяковского о собрате по перу, о нужности и ценности его творчества. 

К анализу произведений В. Хлебникова обращались многие из его современников – Ю. Тынянов, В. Якобсон, Р. Винокур, но характеристика лирики и личности писателя, данная В. Маяковским в статье-некрологе, подкупает своей яркостью и точностью: «Для Хлебникова слово – самостоятельная сила, организующая материал чувств и мыслей. Отсюда – углубление в корни, в источник слова, во время, когда название соответствовало вещи. […] Хлебников создал целую периодическую систему слова. Беря слово с неразвитыми, неведомыми формами, сопоставляя его со словом развитым, он доказывал необходимость и неизбежность появления новых слов». Далее Маяковский сетует, что законченность напечатанных вещей Хлебникова – фикция. «Видимость законченности чаще всего дело рук его друзей. […] Сам за всю свою жизнь он не напечатал ни строчки. […] Посмертное восхваление Хлебникова Городецким приписало поэту чуть не организаторский талант: создание футуризма, печатание “Пощечины общественному вкусу” и т. д. Это совершенно неверно. И “Садок судей” (1908 г.) с первыми стихами Хлебникова, и “Пощечина” организованы Давидом Бурлюком». Прижизненных изданий случилось всего четыре: «Учитель и ученик» (1912), «Творения» (1914), «Ладомир» (1920) и «Зангези (1922).

Велимир Хлебников был очень неорганизованным человеком, бессребреником, совершенно не интересующимся бытом «мучеником за поэтическую идею». Систематическое изучение наследия самобытнейшего деятеля русского авангарда, «председателя земного шара» началось лишь в 1970-е годы. О Хлебникове писали Н. Степанов и В. Григорьев, Н. Берковский, Р. Дуганов и В. Иванов. Литературные приемы, жанровые особенности произведений поэта изучались с точки зрения индивидуальности стиля и связей с традициями народной поэзии, мифологией, классикой литературы. После смерти автора, в период с 1923 по 1940 из печати выходит еще несколько публикаций писателя: «Стихи» (1923), «Неизданный Хлебников» под редакцией А. Крученых (1928–1935), «Собрание сочинений» в 5 томах под редакцией Ю. Тынянова и Н. Степанова и «Неизданные произведения» (1940). Потом о В. Хлебникове вспоминают и начинают опять его печатать только к 100-летию со дня рождения. 

В конце статьи снова хочется процитировать В. Маяковского: «После смерти Хлебникова появились в разных журналах и газетах статьи о Хлебникове, полные сочувствия. С отвращением прочитал. Когда, наконец, кончится комедия посмертных лечений?! Где были пишущие, когда живой Хлебников, оплеванный критикой, живым ходил по России? Бросьте, наконец, благоговение столетних юбилеев, почитания посмертными изданиями! Живым статьи! Хлеб живым! Бумагу живым!».

В нашей коллекции НЭБ представлены все без исключения – как прижизненные, так и посмертные – издания Велимира Хлебникова.

 

 

Читать аннотацию полностью Скрыть аннотацию

Материалы коллекции

Сортировать
По релевантности
По названию (от А до Я)
По названию (от Я до А)
По автору (от А до Я)
По автору (от Я до А)
По дате издания (по возрастанию)
По дате издания (по убыванию)
Хлебников В.В.
Творения. Т. 1. 1906-1908 гг.
Москва : Изд-во "Первого журн. рус. футуристов"
Источник: Государственная публичная историческая библиотека (ГПИБ)
Доступ: свободный
Хлебников В.В.
Семеро
Источник: Российская национальная библиотека (РНБ)
Доступ: свободный
Хлебников В.В.
Внучка Малуши. (Шуточная поэма)
Источник: Российская национальная библиотека (РНБ)
Доступ: свободный
Хлебников В.В.
Числа
Источник: Российская национальная библиотека (РНБ)
Доступ: свободный
Хлебников В.В.
Госпожа Ленин
Источник: Российская национальная библиотека (РНБ)
Доступ: свободный
Хлебников В.В.
В руках забытое письмо коснело...
Источник: Российская национальная библиотека (РНБ)
Доступ: свободный
Хлебников В.В.
Любовник Юноны
Источник: Российская национальная библиотека (РНБ)
Доступ: свободный
Хлебников В.В.
Так как
Источник: Российская национальная библиотека (РНБ)
Доступ: свободный
Хлебников В.В.
Любхо
Источник: Российская национальная библиотека (РНБ)
Доступ: свободный
Хлебников В.В.
Черный любирь
Источник: Российская национальная библиотека (РНБ)
Доступ: свободный
Бурлюк Д., Крученых А., Маяковский В.В., Хлебников В.
Пощечина общественному вкусу
Москва : Новая Москва, 1924
Источник: Российская государственная библиотека (РГБ)
Доступ: свободный
Бурлюк Д., Гуро Е., Бурлюк Н., Маяковский В.В., Низен Е., Хлебников В., Лившиц В., Крученых А.
Садок судей
Москва : Новая Москва, 1924
Источник: Российская государственная библиотека (РГБ)
Доступ: свободный
Лирень: Н.Асеев, Е.Гуро, В.Маяковский, Б.Пастернак, Г.Петников, В.Хлебников Лит. сб.
Москва : 1920
Источник: Российская национальная библиотека (РНБ)
Доступ: свободный
Предисл. А.В.Луначарского. От ред. коллегии
Ржаное слово
Петроград : ИМО, 1918
Источник: Российская национальная библиотека (РНБ)
Доступ: свободный
Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией, перейдите по ссылке .