Версия для слепых

Колумб поэтических материков

472 книги в коллекции
Показать все
К 135-летию со дня рождения Велимира Хлебникова
Колумб поэтических материков

Литературное наследие Велимира (Виктора Владимировича) Хлебникова (1885–1922) в настоящее время набирает популярность как у отечественных, так и у зарубежных читателей, исследователей, ученых. Процесс осмысления произведений русского футуриста, поэта и прозаика, преобразователя поэтического языка и создателя «заумной речи», начавшийся еще при жизни писателя, обычно активизировался в те годы, которые были юбилейными по отношению к его биографии. Сегодня уже без преувеличения можно говорить о «хлебниковедении» – целом литературоведческом течении, главной целью которого является научное изучение сочинений выдающегося новатора слова.

Широкой аудитории Велимир Хлебников известен более всего как поэт-реформатор, неустанный изобретатель неологизмов, создатель оригинальной художественной теории, оказавшей весомое влияние на мировое искусство XX века. «Поэтическая слава Хлебникова неизмеримо меньше его значения. Всего из сотни читавших – пятьдесят называли его просто графоманом, сорок читали его для удовольствия и удивлялись, почему из этого ничего не получается, и только десять (поэты-футуристы, филологи “ОПОЯЗа”) знали и любили этого Колумба новых поэтических материков, ныне заселенных и возделываемых нами». Таково мнение В. В. Маяковского о собрате по перу, о нужности и ценности его творчества. 

К анализу произведений В. Хлебникова обращались многие из его современников – Ю. Тынянов, В. Якобсон, Р. Винокур, но характеристика лирики и личности писателя, данная В. Маяковским в статье-некрологе, подкупает своей яркостью и точностью: «Для Хлебникова слово – самостоятельная сила, организующая материал чувств и мыслей. Отсюда – углубление в корни, в источник слова, во время, когда название соответствовало вещи. […] Хлебников создал целую периодическую систему слова. Беря слово с неразвитыми, неведомыми формами, сопоставляя его со словом развитым, он доказывал необходимость и неизбежность появления новых слов». Далее Маяковский сетует, что законченность напечатанных вещей Хлебникова – фикция. «Видимость законченности чаще всего дело рук его друзей. […] Сам за всю свою жизнь он не напечатал ни строчки. […] Посмертное восхваление Хлебникова Городецким приписало поэту чуть не организаторский талант: создание футуризма, печатание “Пощечины общественному вкусу” и т. д. Это совершенно неверно. И “Садок судей” (1908 г.) с первыми стихами Хлебникова, и “Пощечина” организованы Давидом Бурлюком». Прижизненных изданий случилось всего четыре: «Учитель и ученик» (1912), «Творения» (1914), «Ладомир» (1920) и «Зангези (1922).

Велимир Хлебников был очень неорганизованным человеком, бессребреником, совершенно не интересующимся бытом «мучеником за поэтическую идею». Систематическое изучение наследия самобытнейшего деятеля русского авангарда, «председателя земного шара» началось лишь в 1970-е годы. О Хлебникове писали Н. Степанов и В. Григорьев, Н. Берковский, Р. Дуганов и В. Иванов. Литературные приемы, жанровые особенности произведений поэта изучались с точки зрения индивидуальности стиля и связей с традициями народной поэзии, мифологией, классикой литературы. После смерти автора, в период с 1923 по 1940 из печати выходит еще несколько публикаций писателя: «Стихи» (1923), «Неизданный Хлебников» под редакцией А. Крученых (1928–1935), «Собрание сочинений» в 5 томах под редакцией Ю. Тынянова и Н. Степанова и «Неизданные произведения» (1940). Потом о В. Хлебникове вспоминают и начинают опять его печатать только к 100-летию со дня рождения. 

В конце статьи снова хочется процитировать В. Маяковского: «После смерти Хлебникова появились в разных журналах и газетах статьи о Хлебникове, полные сочувствия. С отвращением прочитал. Когда, наконец, кончится комедия посмертных лечений?! Где были пишущие, когда живой Хлебников, оплеванный критикой, живым ходил по России? Бросьте, наконец, благоговение столетних юбилеев, почитания посмертными изданиями! Живым статьи! Хлеб живым! Бумагу живым!».

В нашей коллекции НЭБ представлены все без исключения – как прижизненные, так и посмертные – издания Велимира Хлебникова.

 

 

Читать аннотацию полностью Скрыть аннотацию

Материалы коллекции

Сортировать
По релевантности
По названию (от А до Я)
По названию (от Я до А)
По автору (от А до Я)
По автору (от Я до А)
По дате издания (по возрастанию)
По дате издания (по убыванию)
Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией, перейдите по ссылке .