110 лет назад, 9 ноября 1906 года, был издан указ, положивший начало масштабной аграрной реформе в Российской империи. Главным её инициатором и вдохновителем был председатель Совета министров Российской империи Пётр Столыпин.
«Я пришел к глубокому убеждению, что в деле этом нужен упорный труд, нужна продолжительная чёрная работа. Разрешить этого вопроса нельзя, его надо разрешать. В западных государствах на это потребовались десятилетия. Мы предлагаем вам скромный, зато верный путь. Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!»
П. А. Столыпин,
«Декларация по аграрному вопросу»
Этой реформой планировалось решить три важные проблемы.
Первая проблема. На селе всё было сосредоточено в руках крестьянской общины, которая, с точки зрения Петра Столыпина, из главного двигателя экономики страны превратилась в главную помеху. Отсюда и указ от 9 ноября 1906 года (по «знаменитой» 87 ст., т. е. в обход II Думы), дававший возможность выделяться из общины личным собственникам.
Вторая проблема. Европейская часть страны была перенаселена. Решить проблему малоземелья планировалось путем освоения земель в Сибири, чтобы и страну накормить, и экспорт продукции наладить.
Правительство организовало переезд крестьян вместе со всем домашним скарбом, скотом. В этих вагонах переселенцы могли жить, пока не построят дом. Крестьянский банк обеспечивал кредитами.
У реформы были сторонники и противники. Последние считают, что она провалилась. Так ли это, если именно в то время Россия оказалась главным мировым экспортёром пшеницы, а три миллиона человек стали собственниками земли?
Факт:
26 % от всех частновладельческих земель в Европейской России в 1905 г. принадлежали крестьянам: сельским обществам – 3,7 млн, товариществам – 7,7 млн, лично – 13,2 млн десятин частной земли. Причём 1076 из этих крестьян стали крупными землевладельцами (на каждого приходилось более чем 1000 десятин), имея в совокупности 2,3 млн десятин.
Третья проблема по очередности, но не по значимости. Распространение грамотности среди населения Российской империи, создание системы общего образования для всех слоёв общества, а также установление связи между начальным образованием и последующими ступенями.
Это тоже всеобщего восторга не вызвало. В начале 1911 года в придворных кругах ходили слухи о скорой отставке Столыпина. Но 1 сентября реформатор был убит. Реформа просвещения, которая должна была открыть доступ крестьянским детям ко всем ступеням образования, осталась на уровне проекта, а реформа местного управления, уже подготовленная, так и не получила одобрения защитников дворянских «прав и привилегий»...
«Неужели забыто … что колоссальный опыт опеки над громадной частью нашего населения потерпел уже громадную неудачу?…
…Настолько нужен для переустройства нашего царства, переустройства его на крепких монархических устоях, крепкий личный собственник, настолько он является преградой для развития революционного движения…»
П. А. Столыпин,
из выступления при обсуждении земельного законопроекта в III Думе 5 декабря 1908 г.
Почти в четыре раза – с 9 млн до 35,5 млн руб. – выросли в период столыпинских реформ ассигнования на нужды начального образования.