Версия для слепых

Незаменимый Сергей Дягилев

11 книг в коллекции
Показать все
Незаменимый Сергей Дягилев

Когда испанский король Альфонсо XIII спросил, что же Сергей Дягилев делает в труппе, если не танцует и не дирижирует, тот ответил: «Ваше величество, я не делаю ничего. Но я незаменим»...

Русским сезонам в Европе предшествовало издание в России вместе с художником Александром Бенуа журнала «Мир искусства» и организация нескольких выставок – современных европейских художников, а также русского портрета XVIII–XIX веков.

Но уже на следующий год начались Русские сезоны, из-за которых друзья сравнивали Дягилева с Петром I в стремлении «прорубить окно в Европу».

Это он, Сергей Дягилев, заставил Европу рукоплескать Николаю Римскому-Корсакову, Сергею Рахманинову, Федор Шаляпину, Анне Павловой, Вацлаву Нижинскому, Тамаре Карсавиной, Михаилу Фокину... Художники Русских сезонов Николай Рерих и Александр Головин, Александр Бенуа и Лев Бакст становились законодателями художественных вкусов в европейских столицах.

Здесь в России его работа недостаточно оценена, часто высказывается взгляд, что он был импресарио, который эксплуатировал талант художников. Но его влияние на искусство, его заслуги в популяризации России не могут быть переоценены. После своей смерти он не оставил никаких денег, только очень интересную коллекцию книг и эскизов художников, которые работали вместе с ним...

Сергей Прокофьев

У него было особенное чутьё на таланты, которыми он восхищался. Но, в то же время, выжав главное, Дягилев расставался с ними без сожалений. Он не боялся провалов, но не терпел повторений.

Менялись хореографы: Михаила Фокина сменили Вацлав Нижинский и Леонид Мясин, затем Бронислава Нижинская и приглашённые ею Серж Лифарь и Джордж Баланчин. Появлялись новые художники: Пабло Пикассо, Андре Дерен, Жорж Брак, Морис Утрилло, Джорджио Кирико. Балеты двух русских композиторов – Игоря Стравинского и Сергея Прокофьева – шли из года в год, но это не мешало привлекать для Русских сезонов Клода Дебюсси и Мориса Равеля, Эрика Сати и Рихарда Штрауса, Мануэля де Фаль и Франсиса Пуленка...

Друг Дягилева Валентин Нувель в письме к Стравинскому позже напишет: «Многое сближало нас, во многом мы расходились. Я часто страдал из-за него, часто возмущался им, но теперь, когда он лежит в гробу, всё забыто и прощено. И я понимаю сейчас, что к этому незаурядному человеку нельзя было прилагать обычную мерку человеческих взаимоотношений...»

25 июня 1910 г. в Гранд-Опера состоялась премьера «Жар-птицы», в которой участвовали и живые лошади. Игорь Стравинский рассказывал об этом так: «…Бедные животные вышли, как предполагалось, по очереди, но начали ржать и приплясывать, а одна из них выказала себя скорее критиком, нежели актером, оставив дурно пахнущую визитную карточку… Но эпизод этот был потом забыт в пылу общих оваций по адресу нового балета». 

Сергей Дягилев умер в Венеции в 1929 году, не осуществив из задуманного только одно – вернуться в Россию с Русскими сезонами Дягилева...

 

Читать аннотацию полностью Скрыть аннотацию

Материалы коллекции

Сортировать
По релевантности
По названию (от А до Я)
По названию (от Я до А)
По автору (от А до Я)
По автору (от Я до А)
По дате издания (по возрастанию)
По дате издания (по убыванию)
Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией, перейдите по ссылке .