Версия для слепых

Журнал «Циклист»

676 книг в коллекции
Показать все
Иллюстрированный журнал всех видов спорта, велосипеда, автомобилизма и фотографии
Журнал «Циклист»

История велосипедной прессы, как и любых специальных средств массовой информации, начинается с повышенного интереса общества к этой теме. К концу XIX века велосипед и все, что с ним связано, становится в России очень популярным, это и повлекло за собой возникновение периодических изданий. Развитие специализированных журналов неразрывно связано также с велосипедной промышленностью и торговлей. Реклама производственных и торговых предприятий частично окупала расходы на содержание велосипедных периодических изданий, занимая несколько страниц в каждом выходящем номере. Но все же изначальной и главной целью этих средств массовой информации оставалась популяризация «технических видов спорта и усовершенствованных способов передвижения», как тогда писали.

В январе 1895 года вышел в свет первый номер иллюстрированного еже­не­дельного журнала «Циклист». Редактировал его личный почетный гражданин Дмитрий Петрович Голомзин, а издателем был Абрам Яковлевич Липскеров, который издавал ­также газету «Новости дня». Формат журнала составлял половину «Нивы», (формат средний между современными стандартами А-4 и А-5), и имел 32 полосы текста. Годовая подписка стоила 5 рублей и читатель получал 50 журналов в год. В 1897 году редакция предприняла попытку сделать журнал ежедневным, кроме выходных и праздничных дней, за прежнюю цену (в год получалось 275 номеров), но удержать взятый темп оказалось весьма сложно, да и номера значительно «похудели» и в информационном отношении много потеряли. В 1898 году издатели восстановили былую периодичность издания, оно снова стало выходить еженедельно.

«Циклист» отличался от петербургских веложурналов «Велосипед» и «Самокат» обилием рисунков на околовелосипедные темы. Тексты в журнале публиковались интересные, хотя и не всегда серьезные: фельетон играл в «Циклисте» главную роль, даже спортивные сообщения часто имели фельетонный характер. Технические статьи печатались редко. Хронику в «Циклист» писал талантливый, но не очень разбирающийся в спорте журналист под псевдонимом Руль. Его фельетоны пользовались у читателей большим успехом. Журнал был бело-синим, с ярко-красной нарядной обложкой. В некоторых номерах начиная с 1898 года публиковались многоцветные картинки, что было для своего времени весьма привлекательным фактом. С публикации в «Циклисте» фельетона под названием «Почему я купил велосипед» началась литературная деятельность известного писателя-сатирика Владимира Александровича ­Ашкенази, писавшего под псевдонимом Владимир Азов, одного из авторов знаменитого в 1910-х годах журнала «Сатирикон».

 

О популярности «Циклиста» в Москве и далеко за ее пределами говорит тот факт, что в качестве своего печатного органа в конце 1890-х годов его избирают многие спортивные объединения: Московский Клуб Велосипедистов, основанный в 1888 году, Московский Кружок Велосипедной Езды, возникший в 1895 году, Московский Клуб Лыжников, основанный в том же 1895 году, члены которого летом меняли лыжи на велосипеды, и даже рижское отделение общества велосипедистов «Унион».

Некоторое время с «Циклистом» сотрудничало и Московское Общество Велоси­педистов-Любителей, но в 1897 году произошел серьезный конфликт правления общест­ва с редакцией журнала, в результате чего возникло еще одно велосипедное издание — «Вестник МОВЛ». Популярности «Циклиста» в немалой степени способствовало открытие в 1897 году известными московскими велосипедистами братьями Смирно­выми одноименного кафе в Петровском парке за Тверской заставой. По воскресеньям там собирались для общения московские велосипедисты и «лица, им сочувствующие»; на аллее Санкт-Петербург­ского шоссе, ставшей первой в стране официальной велодорожкой, лю­бимой велосипедистами за ровное покрытие, проводились состязания и гонки. Интересен факт, что на «Циклист» можно было подписаться в Париже, Берлине и Лондоне, где были представительства журнала и корреспондентские пункты!

С первого но­мера 1901 года на титульном листе журнала появился подзаголовок «Орган велосипедного, автомобильного, атлетического, конькобежного, лыжного и других видов спорта». Это объяснялось, с одной стороны, упадком собственно велосипедного спорта, а с другой - желанием редакции компенсировать потерю читательской аудитории за счет привлечения любителей других видов спорта. С 1903 года «Циклист» стал выходить раз в две недели: велоспорт в стране переживал тяжелый кризис, и новостей стало много меньше. Десятый год издания - 1904-й - стал послед­ним в жизни этого журнала.

(Андрей Мятиев (С)

Читать аннотацию полностью Скрыть аннотацию

Материалы коллекции

Сортировать
По релевантности
По названию (от А до Я)
По названию (от Я до А)
По автору (от А до Я)
По автору (от Я до А)
По дате издания (по возрастанию)
По дате издания (по убыванию)
Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией, перейдите по ссылке .