Автор: Российская государственная библиотека
Вторая половина XIX и начало XX века в России - время появления и активного развития целого ряда музыкальных издательств. Эпоха создания знаменитых творений Чайковского, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, появления первых русских консерваторий, расцвета домашнего музицирования нуждалась в большом разнообразии нотной литературы и учебных пособий. Издания П. Юргенсона, М. Беляева, Ф. Стелловского, Ю. Гессера, М. Бернарда, А. Гутхейля, Г. Циммермана, В. Бесселя восполнили эту лакуну широчайшим диапазоном публикаций. Представить его позволяют и коллекции НЭБ "Русский романс", "Н.А. Римский-Корсаков. К 175-летию со дня рождения", "Детская музыка в изданиях 1850 – 1917 гг.", "С.В. Рахманинов. К 145-летию со дня рождения", "М.М. Ипполитов-Иванов. К юбилею композитора". С историей нотоиздательских фирм России знакомят специальные коллекции "Сочинения П.И. Чайковского в изданиях П.И. Юргенсона" и "Ноты издательства "А. Гутхейль". Эту серию продолжает и настоящее собрание, посвященное издательству «В. Бессель и К̊».
150 лет назад, осенью 1869 года, в Петербурге был открыт магазин музыкальной литературы при издательстве «В. Бессель и К̊» («W. Bessel et Cie Editeurs»), основанном «свободным художником музыки» Василием Васильевичем Бесселем (1843-1907) и его братом Иваном Васильевичем. Спустя два года, в 1871 году, братья открывают и собственную нотопечатню с современными для того времени печатными станками. Решив заняться нотоизданием, братья серьезно изучили опыт, накопленный известными фирмами Европы ко второй половине XIX века. Постепенно были определены содержательная часть и коммерческая политика будущего издательства: Василий, имея профессиональное музыкальное образование (в 1865 г. он окончил Санкт-Петербургскую консерваторию) отвечал за музыкальную часть, Иван – за технологическую и коммерческую деятельность.
Новый магазин сразу привлек публику разнообразием репертуара, наличием сочинений в первую очередь русских композиторов и лучших зарубежных, приемлемыми ценами. Само разделение помещения магазина на специальные отделы помогало ориентироваться: здесь были выделены «оперы», «камерная музыка», был даже специальный отдел «партитуры», в магазине можно было найти также отдельные хоровые и оркестровые партии крупных сочинений, переложения популярных романсов разных композиторов для любого голоса, либретто опер и балетов, учебную литературу.
Популярности нот способствовал свой индивидуальный стиль: прекрасный полиграфический почерк издательства – нотные знаки и текст были четкими и красивыми, и броское, яркое, информативное художественное оформление обложек и титульных листов. Вокальный цикл Модеста Мусоргского "Детская" вышел с титульным листом, созданным известным русским художником Ильей Репиным. Особенность рисунка заключается в том, что каждая буква названия – Детская – представляет собою какую-нибудь игрушку, здесь много деталей, которые хочется долго рассматривать. Конечно же, такие ноты привлекали внимание ребенка. «"Детская" была «с благословения Мусоргского» была издана в 1872 году В. Бесселем с текстом на русском и французском языках (перевод М. Делин позволил распространять ноты за рубежом). Активное и заинтересованное участие в организации публикации принял В.В. Стасов; именно через него автор обратился к Репину с просьбой сделать рисунок для обложки, что художник и осуществил с явным вдохновением. Издание получилось нарядным, так что Бесселю не стыдно было преподнести его Листу во время визита к великому маэстро в мае 1873 года" [1,137].
Главной целью издательства стало стремление служить музыкальному искусству и популяризировать лучшие образцы зарубежной и отечественной музыки. Большое внимание В. Бессель обращал на произведения молодых, подававших надежды талантливых композиторов (например, А.К. Лядова). Как известно, со временем Бессель стал главным издателем сочинений Модеста Мусоргского. В издательстве вышли многие оперы Н.А. Римского-Корсакова, среди которых "Пан воевода", "Псковитянка", "Снегурочка", "Кащей Бессмертный" .
В фондах РГБ хранятся около пяти тысяч нот фирмы В. Бесселя. Среди них - издание увертюры-фантазии П.И. Чайковского "Ромео и Джульетта".
Личность Василия Бесселя была многогранна – его интересовало не только собственно печатание нот, но и вопросы авторского права; он вел активную общественную деятельность, участвуя в российских и зарубежных выставках, принимая участие во многих проектах, связанных с издательством и торговлей нот, музыкальных инструментов и т.д. Бессель состоял председателем «Русского Общества музыкальных издателей и торговцев нотами и музыкальными инструментами». С 1872 по 1877 гг. он издавал еженедельный журнал "Музыкальный листок", а с 1885 по1889 гг. "Музыкальное обозрение". Перу издателя принадлежат труды "Материалы к истории нотно-издательского дела в России“, По поводу проекта статей по авторскому праву“ , "Новое положение об авторском праве на произведения музыкальные : Памятная записка" , "Нотное дело".
Вышедшие в то время издания знакомят как с сочинениями знаменитых русских и зарубежных композиторов, так и с широким кругом имен авторов и исполнителей, необыкновенно популярных тогда и почти незнакомых или забытых в наши дни. Среди них - опера Н. Соловьева "Месть (Корделия)" или "Стрекозы" Н. Аваева или "Мелодекламации" А. Васильева.
Коллекция, представленная в НЭБ, демонстрирует богатство и уникальность продукции известной нотоиздательской фирмы - клавиры опер "Опричник" Чайковского, "Борис Годунов" Мусоргского, "Демон" Рубинштейна, партитура симфонии Римского-Корсакова "Антар", многочисленные романсы.
В издательстве выходили популярные учебные пособия, среди которых "Новейшая фортепианная школа Эмиля Бреслаур" или "Новое руководство к постановке голоса" С.П. Капелли.
Братья Бессель "все время служили интересам русского искусства, причем с чуткостью талантливых людей предпринимали издания не только того, что было в ходу и в моде, а того, что было еще совсем вновь, шло обычно вразрез и, благодаря самобытности приемов, склада, направления, могло ожидать спроса и сбыта лишь в отдаленном будущем" [2, 240]. Это мнение современников как нельзя лучше характеризует издательство, вписавшее яркую страницу в историю отечественного музыкального искусства.
Список используемой литературы
1. Немировская И.А. Историческая загадка двух детских вокальных циклов Мусоргского // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskaya-zagadka-dvuh-detskih-vokalnyh-tsiklov-musorgskogo (дата обращения: 10.09.2019).
2. Музыкальная хроника // Артист: Журнал изящных искусств и литературы, 1894, №11(43)
Составители: Л.Б. Баяхунова, Л.А. Лейченко, А.А. Семенюк, РГБ.