Версия для слепых

Ноты «В. Бессель и К˚»

227 материалов в коллекции
Показать все
Поделиться
Собрание, посвященное издательству «В. Бессель и К˚»
Ноты «В. Бессель и К˚»

Автор: Российская государственная библиотека

Вторая половина XIX и начало XX века в России - время появления и активного развития целого ряда музыкальных издательств. Эпоха создания знаменитых творений Чайковского, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, появления первых русских консерваторий, расцвета домашнего музицирования нуждалась в большом разнообразии нотной литературы и учебных пособий. Издания П. Юргенсона, М. Беляева, Ф. Стелловского, Ю. Гессера, М. Бернарда, А. Гутхейля, Г. Циммермана, В. Бесселя восполнили эту лакуну широчайшим диапазоном публикаций. Представить его позволяют и коллекции  НЭБ "Русский романс", "Н.А. Римский-Корсаков. К 175-летию со дня рождения", "Детская музыка в изданиях 1850 – 1917 гг.", "С.В. Рахманинов. К 145-летию со дня рождения", "М.М. Ипполитов-Иванов. К юбилею композитора".  С историей нотоиздательских фирм России знакомят специальные коллекции "Сочинения П.И. Чайковского в изданиях П.И. Юргенсона" и "Ноты издательства "А. Гутхейль". Эту серию продолжает и настоящее собрание, посвященное издательству «В. Бессель и К̊». 

150 лет назад, осенью 1869 года, в Петербурге был открыт магазин музыкальной литературы при издательстве «В. Бессель и К̊» («W. Bessel et Cie Editeurs»), основанном «свободным художником музыки» Василием Васильевичем Бесселем (1843-1907) и его братом Иваном Васильевичем. Спустя два года, в 1871 году, братья открывают и собственную нотопечатню с современными для того времени печатными станками. Решив заняться нотоизданием, братья серьезно изучили опыт, накопленный известными фирмами Европы ко второй половине XIX века. Постепенно были определены содержательная часть и коммерческая политика будущего издательства: Василий, имея профессиональное музыкальное образование (в 1865 г. он окончил Санкт-Петербургскую консерваторию) отвечал за музыкальную часть, Иван – за технологическую и коммерческую деятельность.

                      

Новый магазин сразу привлек публику разнообразием репертуара, наличием сочинений в первую очередь русских композиторов и лучших зарубежных, приемлемыми ценами. Само разделение помещения магазина на специальные отделы помогало ориентироваться: здесь были выделены «оперы», «камерная музыка», был даже специальный отдел «партитуры», в магазине можно было найти также отдельные хоровые и оркестровые партии крупных сочинений, переложения популярных романсов разных композиторов для любого голоса, либретто опер и балетов, учебную литературу.                                            

                                                                                              

Популярности нот способствовал свой индивидуальный стиль: прекрасный полиграфический почерк издательства – нотные знаки и текст были четкими и красивыми, и броское, яркое, информативное художественное оформление обложек и титульных листов. Вокальный цикл Модеста Мусоргского "Детская" вышел с титульным листом, созданным известным русским художником Ильей Репиным. Особенность рисунка заключается в том, что каждая буква названия – Детская – представляет собою какую-нибудь игрушку, здесь много деталей, которые хочется долго рассматривать. Конечно же, такие ноты привлекали внимание ребенка.  «"Детская" была «с благословения Мусоргского» была издана в 1872 году В. Бесселем с текстом на русском и французском языках (перевод М. Делин позволил распространять ноты за рубежом). Активное и заинтересованное участие в организации публикации принял В.В. Стасов; именно через него автор обратился к Репину с просьбой сделать рисунок для обложки, что художник и осуществил с явным вдохновением. Издание получилось нарядным, так что Бесселю не стыдно было преподнести его Листу во время визита к великому маэстро в мае 1873 года" [1,137].  

                                                                                                                    

Главной целью издательства стало стремление служить музыкальному искусству и популяризировать лучшие образцы зарубежной и отечественной музыки. Большое внимание В. Бессель обращал на произведения молодых, подававших надежды талантливых композиторов (например, А.К. Лядова). Как известно, со временем Бессель стал главным издателем сочинений Модеста Мусоргского. В издательстве вышли многие оперы Н.А. Римского-Корсакова, среди которых "Пан воевода", "Псковитянка", "Снегурочка""Кащей Бессмертный" .

               

В фондах РГБ хранятся около пяти тысяч нот фирмы В. Бесселя. Среди них -  издание увертюры-фантазии П.И. Чайковского "Ромео и Джульетта".

                                                                                      

Личность Василия Бесселя была многогранна – его интересовало не только собственно печатание нот, но и вопросы авторского права; он вел активную общественную деятельность, участвуя в российских и зарубежных выставках, принимая участие во многих проектах, связанных с издательством и торговлей нот, музыкальных инструментов и т.д. Бессель состоял председателем «Русского Общества музыкальных издателей и торговцев нотами и музыкальными инструментами». С 1872 по  1877 гг. он издавал еженедельный журнал "Музыкальный листок", а с 1885 по1889 гг. "Музыкальное обозрение". Перу издателя принадлежат труды "Материалы к истории нотно-издательского дела в России“, По поводу проекта статей по авторскому праву“ ,  "Новое положение об авторском праве на произведения музыкальные : Памятная записка"  , "Нотное дело".

Вышедшие в то время издания знакомят как с сочинениями знаменитых русских и зарубежных композиторов, так и с широким кругом имен авторов и исполнителей, необыкновенно популярных тогда и почти незнакомых или забытых в наши дни. Среди них - опера Н. Соловьева "Месть (Корделия)" или "Стрекозы" Н. Аваева или "Мелодекламации" А. Васильева.

                                                                                                                                                                                                                                 

Коллекция, представленная в НЭБ, демонстрирует богатство и уникальность продукции известной нотоиздательской фирмы - клавиры опер "Опричник" Чайковского, "Борис Годунов" Мусоргского, "Демон" Рубинштейна, партитура симфонии Римского-Корсакова "Антар", многочисленные романсы.

                                                                           

В издательстве выходили популярные учебные пособия, среди которых "Новейшая фортепианная школа Эмиля Бреслаур" или "Новое руководство к постановке голоса" С.П. Капелли. 

               

            Братья Бессель "все время служили интересам русского искусства, причем с чуткостью талантливых людей предпринимали издания не только того, что было в ходу и в моде, а того, что было еще совсем вновь, шло обычно вразрез и, благодаря самобытности приемов, склада, направления, могло ожидать спроса и сбыта лишь в отдаленном будущем" [2, 240]. Это мнение современников как нельзя лучше характеризует издательство, вписавшее яркую страницу в историю отечественного музыкального искусства. 

                                                                            Список используемой литературы

1. Немировская И.А. Историческая загадка двух детских вокальных циклов Мусоргского // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskaya-zagadka-dvuh-detskih-vokalnyh-tsiklov-musorgskogo (дата обращения: 10.09.2019). 

2.  Музыкальная хроника // Артист: Журнал изящных искусств и литературы, 1894, №11(43)

Составители: Л.Б. Баяхунова, Л.А. Лейченко, А.А. Семенюк, РГБ.

 

 

 

Читать аннотацию полностью Скрыть аннотацию

Материалы коллекции

Сортировать
По релевантности
По названию (от А до Я)
По названию (от Я до А)
По автору (от А до Я)
По автору (от Я до А)
По дате издания (по возрастанию)
По дате издания (по убыванию)

Романсы и песни

Монюшко Станислав

Доступна только бумажная версия документа

Романсы

Офросимов М.Н.

Доступна только бумажная версия документа

Слезы

Доступна только бумажная версия документа

Ушли года

Ширков В.

Доступна только бумажная версия документа

Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией, перейдите по ссылке .